0
2456
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.02.2008 00:00:00

Анатомия политического кризиса

Михаил Погребинский

Об авторе: Михаил Борисович Погребинский - директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.


Камнем преткновения для украинских политиков стал вопрос о вступлении страны в НАТО.
Фото Reuters

Чуть меньше года прошло с того момента, как Виктор Ющенко пошел на беспрецедентный в истории независимой Украины шаг, подписав указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Свое решение украинский президент объяснил тогда невозможностью иным путем разрешить затянувшийся политический кризис.

Досрочные выборы состоялись, но политическая стабильность в стране так и не наступила. Работа Верховной Рады заблокирована, а правящая парламентская коалиция имеет слишком незначительное количество голосов (на два депутата больше требуемого минимального числа), чтобы быть эффективной, с каждым днем нарастает накал конкурентной борьбы между президентом и премьер-министром, а политическая элита уже обсуждает возможность новых досрочных выборов. Таким образом, страна вновь, как и год назад, оказалась на пороге серьезной дестабилизации, ключевую роль в которой, на этот раз, по мнению большинства экспертов, сыграет противостояние Ющенко и Тимошенко.

Конфликт президента и премьера

Приобретающий все больший масштаб конфликт между командами Ющенко и Тимошенко по многим своим особенностям в точности воспроизводит противостояние короткого периода первого премьерства Тимошенко в 2005 году.

Тогда Ющенко стремился установить полный контроль над деятельностью правительства, а Тимошенко преследовала цель обеспечить максимально возможную свободу рук, надеясь при этом уклониться от лобового столкновения лично с главой государства и отыгрываясь на его приближенных. Нечто подобное происходит и ныне. Президент чуть ли не ежедневно выражает недовольство действиями правительства, а Тимошенко демонстрирует исключительную сдержанность, запрещая членам своей команды критиковать президента. Причин такой сдержанности, по-видимому, две.

Прежде всего премьер пытается получить «статус неприкосновенности», утвердив в парламенте программу правительства (согласно украинской Конституции, это дает правительству иммунитет на протяжении года). А во-вторых – продержаться хотя бы два-три месяца, чтобы четко зафиксировать в сознании избирателей социальную направленность своей политики, чему среди прочего способствует кампания по выплатам каждому из миллионов украинских вкладчиков советского Сбербанка компенсации за потерянные вклады.

Уже с первых дней работы правительства Тимошенко наметились основные линии ее противостояния с Ющенко.

Приватизация

Во-первых, это конфликт в сфере приватизации, доходы от которой Юлия Тимошенко намерена использовать для финансирования масштабных социальных программ. Обеспечить быструю приватизацию (6 облэнерго, Одесский припортовый завод, Укртелеком, КГОКОР и т.д.) – одна из основных задач правительства Тимошенко. От того, насколько успешно она с ней справится, зависит способность Тимошенко выполнить хотя бы часть взятых на себя обязательств и ее шансы в предстоящей президентской избирательной кампании.

Понимая это, Виктор Ющенко пытается не допустить такого развития событий, выдвигая разного рода возражения против ускоренной приватизации – в том числе и вполне обоснованные экономически. Однако вряд ли противодействие Ющенко обусловлено исключительно радением о социально-экономическом благополучии страны. Если бы это было так, то Ющенко не стал бы чуть ли не ежедневно пугать общество угрозой галопирующей инфляции – одних этих слов президента достаточно, чтобы спровоцировать всплеск инфляционных ожиданий. Дело, по-видимому, в том, что Ющенко больше всего опасается роста популярности Тимошенко, не оставляющего ему шансов переизбраться президентом на второй срок. Причем опасения эти не беспочвенны. Уже сейчас президентский рейтинг Тимошенко существенно выше, чем у Ющенко.

В этом противостоянии Ющенко стремится привлечь на свою сторону представителей украинского крупного капитала, среди которых существуют опасения, что Тимошенко может не остановиться в своих поисках средств на социальные выплаты приватизацией остающихся в государственных руках прибыльных активов и вернуться к своим прежним реприватизационным планам образца 2005 года. С другой стороны, война президента против Тимошенко объективно толкает ее на сближение с лидером оппозиции Виктором Януковичем.

Силовики

Во-вторых, это борьба за полномочия, в частности – контроль над силовыми ведомствами. Напомним, что в первый год оранжевой власти с целью предотвращения экспансии влияния Тимошенко Виктор Ющенко активно использовал возможности лично подчиненного ему Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Ныне используется схожая схема: 24 декабря 2007 года Ющенко назначил секретарем СНБОУ Раису Богатыреву – в прошлом видную деятельницу Партии регионов, оппонента Тимошенко и креатуру большого бизнеса, входящую в сферу влияния руководителя металлургической компании «Систем Кэпитал Менеджмент» миллиардера Рината Ахметова.

Целый ряд законодательных инициатив президента направлен на установление непосредственного контроля практически над всеми силовыми структурами, включая создание новых – Нацгвардии и Антикоррупционного комитета, подчиненных непосредственно президенту. Параллельно Ющенко добивается снятия неприкосновенности с депутатов Верховной Рады. Очевидно, что если бы президент добился принятия всех этих законопроектов (включая законы о правительстве и местных органах власти), то легко мог бы поставить под свой контроль правительство, власть в регионах и депутатский корпус парламента. После этого можно будет продавить через парламент новую редакцию Конституции, существенно расширяющую полномочия президента. Ну если не получится через парламент, то путем вынесения ее на референдум.

Газ и внешняя политика

В-третьих, это борьба за контроль над внешней политикой и поставками газа. Нельзя говорить о полном совпадении позиций президента и премьера и по вопросу о вступлении в НАТО. Для Ющенко членство Украины в НАТО – это гарантия того, что Украина раз и навсегда вырвется из поля притяжения Москвы. И ради этой цели, по мнению Ющенко, можно пожертвовать многим. В позиции премьера по этому вопросу есть нюансы: Тимошенко делает акцент на постепенности процесса евроатлантической интеграции. В ходе недавнего визита в Брюссель Тимошенко ясно дала понять, что не поддерживает «революционный путь» ускоренной интеграции, что выглядит явным сигналом как Москве, так и электорату юго-востока Украины.

В 2005 году президентская команда стремилась не допустить прямых контактов Тимошенко с Кремлем; в частности, премьера не допускали к переговорам по поставкам Украине энергоносителей. Аналогичная ситуация повторилась и сегодня. Отличие только в том, что, заявив о намерении отказаться от услуг посредника «РосУкрЭнерго» (РУЭ) и высказавшись в пользу увеличения ставки за транзит российского газа, Тимошенко удалось инициировать новый виток переговоров между Россией и Украиной. Однако Ющенко сумел перехватить инициативу у премьера. В результате переговоров российского и украинского президентов были достигнуты взаимоприемлемые договоренности, которые, хотя и исключают РУЭ из схемы поставок газа, но сохраняют присутствие «Газпрома» на украинском внутреннем рынке газа, т.е. по существу остается прежняя схема с посредником.

Таким образом, именно позиция Москвы позволила сегодня Ющенко выглядеть «победителем» в газовом споре с Тимошенко. Однако возникает вопрос: насколько будет способствовать развитию российско-украинских отношений ставка на радикального политика, чья деятельность направлена на полный отрыв Украины от России, вместо прагматика, ориентированного лишь на максимизацию собственной политической выгоды?

Проблемы оппозиции

Весьма сомнительные с точки зрения Конституции досрочные парламентские выборы привели к потере власти Партией регионов. Коалицию большинства с преимуществом в два мандата составили оранжевые – БЮТ и НУНС. А Партия регионов, оказавшись в оппозиции, почти за четыре месяца после выборов не могла преодолеть «комплекс поражения». Этот комплекс был усугублен переходом второго человека в партийной иерархии Раисы Богатыревой в лагерь президента. Многие эксперты высказывались в том духе, что лидер партии Виктор Янукович уже не контролирует партию.

Однако начало новой сессии ознаменовалось первым после выборов активным действием Партии регионов – блокированием парламентской трибуны в ответ на подписание «письма трех» (Ющенко, Тимошенко и Яценюк) в руководство НАТО с просьбой о присоединении Украины к программе предоставления членства (ПДЧ) в альянсе.

Пока не ясно, как будут развиваться события дальше, но определенно можно сказать, что Партия регионов постепенно начинает выходить из внутреннего кризиса, причем позиции лидера, судя по всему, укрепляются, а влияние «капитулянтов» ослабевает. В то же время Виктор Янукович, находясь между двух огней: усиливающей свои позиции в общественном мнении Тимошенко и консолидирующим административный ресурс Ющенко, вынужден маневрировать, посылая противоречивые сигналы о готовности к новым досрочным выборам и о возможности широкой коалиции с оранжевыми. Партии регионов предстоит трудный выбор: либо оставаться организацией, лоббирующей интересы крупного бизнеса, либо стать идейной политической силой, отстаивающей интересы избирателей, прежде всего юго-востока страны.

План президента

Виктор Ющенко никогда не скрывал своего негативного отношения к принятым в 2004 году изменениям в Конституцию, которые резко расширили полномочия парламента и премьера. И тот факт, что почти сразу после досрочных парламентских выборов президент инициирует конституционный процесс с целью принятия новой редакции Основного закона, только лишь доказывает правоту предположений, что истинной целью перевыборов парламента и формирования новой правящей коалиции было создание политических рычагов для расширения президентских полномочий.

Президента нисколько не смущает то обстоятельство, что действующий Основной закон предусматривает возможность внесения изменений в Конституцию, но никак не ее «новую редакцию». Правовой нигилизм для Ющенко оправдан убежденностью в необходимости изменения основ государства, утверждении его не на принципах либеральной демократии и внешнеполитического нейтралитета, заложенных в Декларации о государственном суверенитете Украины 1990 года, но на почве господствующей праворадикальной идеологии и однозначного выбора в пользу антироссийской внешнеполитической стратегии.

Между тем Россия всегда оставалась фактором не только внешней, но и внутренней политики: разыгрывая про- или антироссийскую карту, украинские политики из разных лагерей мобилизуют свой электорат. При этом подавляющее большинство украинских граждан (более 80%) высказываются за развитие особо дружественных отношений между нашими странами. На этом фоне отказ от выстраивания таких отношений (так называемая «прагматизация»), который происходит в последние годы с подачи не только Киева, но и Москвы, лишь подыгрывает радикально настроенным украинским политикам откровенно антироссийского толка. А это, в свою очередь, будет способствовать президентскому плану на изменение основ украинского государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1282
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1264
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1041
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
658

Другие новости