0
5367
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.05.2007 00:00:00

Шотландский сфинкс раскрывает свою тайну

Тэги: великобритания, блэр, браун


великобритания, блэр, браун Браун надеется не повторять ошибок предшественника.
Фото Reuters

Путь к исчезновению длиною семь недель. Так, критики из лагеря Консервативной партии назвали процесс передачи премьер-министром Тони Блэром полномочий новому лидеру лейбористов. На самом деле Тони Блэр в свои 54 года, конечно, не канет в политическое небытие хотя бы потому, что останется депутатом Палаты общин, пусть и рядовым. Но факт состоит в том, что 27 июня, то есть ровно через семь недель после того, как Блэр назвал дату ухода, он должен будет посетить Букингемский дворец, вручить королеве Елизавете II прошение об отставке и печати, которыми наделяется глава исполнительной власти в Соединенном Королевстве.

Сменит Блэра Гордон Браун, нынешний канцлер казначейства. Его кандидатуру на должность нового лидера правящей партии, а следовательно, и главы правительства, уже утвердили члены фракции лейбористов в Палате общин. За него проголосовали 313 из 353 законодателей-лейбористов. Соперником Брауна от левого крыла выступил депутат-заднескамеечник Джон Макдоннел. Но он не сумел заручиться поддержкой 45 членов фракции, как того требовали правила, и выбыл из гонки. В результате отпала необходимость проводить кампанию по выборам лидера, в которой участвовали бы рядовые лейбористы. Борьба идет лишь за влиятельный пост заместителя лидера партии. В ней участвуют шесть претендентов.

Три победы подряд

История вынесет свой вердикт десятилетней эпохе Блэра. Но сейчас мало кто готов проливать слезы по поводу его ухода. Опросы показывают, что Блэр в какой-то мере разделил участь Маргарет Тэтчер, которой не уставал восхищаться. Тэтчер, как и Блэр, к концу своего правления тоже была не популярна дома, хотя за границей, прежде всего в США, у нее оставалась масса поклонников. Отсюда ряд комментаторов по обе стороны Атлантики делают вывод: в странах развитой демократии избирателям просто-напросто надоедают лидеры, которые долго пребывают у власти, поэтому их приходится менять.

Пусть так, но Блэр, приведший свою партию к трем победам подряд на всеобщих выборах, мог бы спокойно оставаться в резиденции на Даунинг стрит, 10, если бы не ввязался в иракскую кампанию. Сейчас уже очевидно, что вторжение в Ирак, не имевшее оправдания с точки зрения международного права, обернулось катастрофой. Именно то, что Блэр не смог отстоять британский интерес в отношениях с президентом США Джорджем Бушем, не сумел предвидеть последствий оккупации, британцы в первую очередь ставят ему в вину.

К провалу в Ираке добавились скандалы, связанные с тем, что не без ведома премьера нескольким бизнесменам, финансировавшим лейбористов, были присвоены титулы лордов. Все это вынуждает Гордона Брауна деликатно, но достаточно твердо подчеркивать, что он не собирается безоговорочно следовать курсом своего предшественника.

Вообще-то Браун никогда не отличался артистизмом и искусством очаровывать зрителей ТВ, которым блестяще владеет Блэр. Мыслитель, немногословный стратег, тщательно рассчитывающий каждый свой шаг, – так характеризуют будущего главу правительства коллеги-лейбористы. А один из них в сердцах заметил, что по сравнению с Брауном сфинкс – более разговорчивое существо.

Но по мере того как набирало обороты движение за то, чтобы назначить его преемником, министр финансов вынужден был чаще выступать публично и разъяснять свою программу.

Одно из обещаний – восстановить роль и влияние парламента в политической жизни. «Правительство должно быть более открытым и подотчетным парламенту. Например, в том, что касается решений о войне и мире», – заявил Браун. Здесь явная уступка общественному мнению и критикам Блэра. Ведь самая серьезная претензия к уходящему премьеру состоит как раз в том, что он скрыл от парламента правду об отсутствии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения и втянул страну в войну под фальшивым предлогом.

Моральный компас

По мнению большинства наблюдателей, отношения между Британией и США при Брауне не претерпят коренных изменений. Браун будет следовать решению Блэра сократить английский воинский контингент в Ираке, но не выводить его полностью. Однако новый премьер будет держаться на определенной дистанции от Белого дома. Собственно, подтверждением тому может служить первая продолжительная встреча Брауна с Бушем.

Она состоялась в апреле, еще до того, как Браун стал «премьером в ожидании». Британец беседовал с помощником президента по национальной безопасности, когда в кабинет «случайно» заглянул сам хозяин Белого дома. Во время встречи, предназначавшейся для того, чтобы «растопить лед» при первом общении с будущим руководителем Британии, обсуждались положение в Ираке, Афганистане, проблемы мировой торговли. Однако с британской стороны уведомления в СМИ о ней не последовало. Подчеркивать близость к нынешней американской администрации Браун не пожелал.

Вот как оценивает перспективы американо-английских отношений при Брауне Джеймс Ноти, автор книги о Блэре: личные контакты между Брауном и Бушем станут намного прохладнее, хотя он не поднимется, чтобы бросить резкий вызов Бушу. «Но я не удивлюсь, если в ближайшие шесть–девять месяцев произойдет спор и газеты напишут об ослаблении уз с Америкой. Браун знает, что по этому поводу многие британцы скажут: «наконец-то», – пишет Ноти.

Еще один важный момент в повестке дня нового лидера Британии – упор на важность соблюдения морально-этических принципов в политике. У Брауна есть моральный компас, который показывает, в каком направлении идти. Этот инструмент он унаследовал от родителей. «Страна имеет право знать, откуда ты пришел, во что ты веришь. Мой отец был священником в церкви. Для меня образцом были родители, и они остаются моим моральным компасом. Они научили меня, как важно быть честным и обращаться с людьми справедливо», – говорит Браун.

Будущий премьер родился в 1951 году в Глазго, индустриальном центре Шотландии. В юности, играя в регби, повредил глаз. Потребовалась операция, несколько недель пришлось провести в темной комнате. Утверждают, что этот инцидент оставил Брауна слепым на левый глаз. Выступая с речами, он держит перед собой листки, где текст написан крупным шрифтом.

Ранение лишь усилило решимость добиться в жизни всего, о чем мечтал. В 16 лет он поступает в Эдинбургский университет. Защитив диплом, а позднее диссертацию, работает на ТВ. Но его влекла политика. Браун стал активистом Лейбористской партии в Шотландии, где в 70-е годы было сильно влияние левых и марксистских деятелей. Молодого партийца тогда даже прозвали «красным Гордом».

Но если увлечение радикальными идеями и имело место, то оно вовремя прошло. В 1983 году Браун впервые избирается в парламент от округа в Шотландии. В том же году прошел в парламент Блэр. Они стали друзьями, у них как у депутатов был один и тот же офис. Когда в 1994 году тогдашний лидер лейбористов Джон Смит скоропостижно скончался, многие ожидали, что его место займет Браун. Но первой скрипкой стал Блэр. В прессе в течение десяти лет муссировался вопрос, почему так случилось. Одни писали: Гордон тяжело переживал смерть друга, другие – он заколебался в момент выбора. Комментаторы сравнивали Брауна с Гамлетом, который никак не мог решиться бросить вызов конкуренту.

Смена вех

Впрочем, соперничество – реальное или мнимое – не помешало коллегам, позаимствовав многое из опыта Билла Клинтона, разработать новую стратегию для лейбористов: из партии, располагавшейся на левом фланге политического спектра и опиравшейся в значительной мере на профсоюзы, она перешла в центр, превратившись в фаворита среднего класса. Смена вех полностью себя оправдала в 1997 году, когда лейбористы наголову разгромили тори, стоявших у власти 18 лет.

В лейбористской администрации Блэр взял на себя международные дела и такие ключевые сегменты внутренней политики, как образование, а экономика была отдана «на откуп» Брауну. Его работа в Министерстве финансов снискала похвалу самого Алана Гринспена, бывшего главы федеральной резервной системы США. По словам Гринспена, среди творцов экономической политики в мире ему нет равных.

Заслугой канцлера казначейства считается его решение предоставить Банку Англии независимость от правительства и ловкий маневр, позволивший Британии уклониться от присоединения к зоне евро. Браун так сформулировал условия присоединения, что их практически невозможно было выполнить. Благодаря этому Британия сохранила стабильные темпы роста и низкую инфляцию, в то время как континентальная Европа переживала спад.

Работа, работа, работа – вот чему отдает время канцлер. Хроническая занятость, говорят друзья, привела к тому, что он женился только на пороге 50 лет. Супруга, Сэра Маколей, возглавляла фирму, занимавшуюся связями с общественностью. Их первый ребенок – дочка – родилась преждевременно и умерла. В 2003 году родился сын Джон, а год назад – второй сын Джеймс Фрейзер. У малыша серьезное заболевание. Смерть дочери и болезнь сына, как говорят, научили Гордона видеть за горой документов, постоянно лежащих на столе, судьбы людей, которые его окружают.

Браун часто появляется на публике не в строгом костюме, а в свитере и рубашке с распахнутым воротом. На лице улыбка, но впечатление такое, что кто-то посоветовал «одеть» ее. Лейбористы опасаются, что из-за отсутствия харизмы ему не удастся столь же успешно, как Блэру, провести через пару лет кампанию по выборам в парламент. А ведь тогда лейбористам будет противостоять не ослабленная внутренними раздорами Консервативная партия, как это было в прошлом. На сей раз тори, которых поведет в бой молодой энергичный политик Дэвид Камерон, представляют собой грозную силу. Недаром на муниципальных выборах в мае консерваторам удалось завоевать в Англии (то есть на юге, в самой населенной части Британии) 40% голосов, а лейбористам – только 27%.

Гордиться империей

Чтобы привести свое воинство к победе в четвертый раз подряд, а заодно получить у страны личный «мандат» на руководство, Брауну предстоит вернуть доверие тех избирателей, которые разочаровались в лейбористах. Речь прежде всего идет о молодежи из рабочей среды и других небогатых слоев. Браун обещает строить для нее дешевое жилье, используя для этого территории бывших баз ВВС. Должны возникнуть новые поселения или даже города, где коммунальное хозяйство будет экологически чистым. Другая новация касается школы. Ежегодно 150 тысяч детей оканчивают школы, не умея толком считать. Будущий премьер говорит, что найдет дополнительные средства в бюджете для оплаты обучения отстающих по математике детей в индивидуальном порядке.

Еще в качестве канцлера казначейства Браун выступал за расширение помощи Африке и списание долгов бедным странам. Этот курс вытекал из постулата «либерального интервенционизма», которого придерживался и Блэр. Однако приверженность либеральным ценностям не мешает Брауну рассуждать о величии Британии, ее уникальности. Причем величие, по Брауну, заключается не только в соблюдении гражданских свобод, законов, но и в том, как Британия вела себя в прошлом в отношении завоеванных стран. «Дни, когда Британия должна была извиняться за свою колониальную историю, закончились», – провозгласил он два года назад. По его словам, британцам «следует гордиться империей».

Закономерен вопрос: как такой националистический настрой скажется на политике Лондона в ЕС? Браун, как считают многие обозреватели, еще в большей степени, чем Блэр, является евроскептиком. Он знает, что большинство британцев не желают делиться своими исконными вольностями и правами с «бюрократами» из Брюсселя. И потому Лондон под тем или иным предлогом не станет поддерживать стремление Берлина реанимировать проект европейской Конституции.

По русскому вопросу Гордон Браун еще не высказывался. Но характерно выступление Алистера Дарлинга, не публициста и частного лица, а министра торговли и промышленности. «Британия, – сказал он, – открыта для инвестиций со стороны российских компаний, но инвестиции не должны использоваться для политических целей». И, словно вторя авторам редакционных статей, министр тоже зовет к выработке «более консолидированного европейского подхода» к энергетическим поставкам из России.

Судя по этим высказываниям, диалог по энергетике и другим ключевым аспектам российско-британских отношений при премьере Гордоне Брауне не будет легким.


Блэр заглядывает в свое будущее.
Фото Reuters

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
894
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
904
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1225
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
720

Другие новости