0
1583
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.01.2007 00:00:00

Вашингтон на ощупь ищет выход из иракского лабиринта

Тэги: сша, буш, ирак


Президент США Джордж Буш обнародовал в начале января новую стратегию ведения войны в Ираке. Ее цель – добиться перелома в военных действиях и стабилизации нового режима в Багдаде. Иными словами, президент считает, что нашел формулу победы в затянувшемся конфликте.

Рецепт успеха включает и краткосрочные, но весьма энергичные действия вроде усиления группировки войск США в Ираке на 21 тыс. человек, и более долгосрочную работу по формированию и обучению новой иракской армии.

Параллельно иракское правительство займется обеспечением национального примирения и с этой целью проведет разоружение полувоенных формирований, развязавших на улицах Багдада и других городов гражданскую войну. Предполагается также принять меры по справедливому распределению в Ираке доходов от нефти и повышению занятости населения и другие полезные меры.

«Новая стратегия поможет нам добиться успеха в борьбе против террора», – заявляет Буш. Эту уверенность, однако, не разделяют многие как в США, так и в других странах. Негативно откликнулось на посылку новых войск в регион американское общественное мнение.

Сам президент отказывается прислушиваться к этим оценкам, ссылаясь то на свою «толстокожесть», то на историю, которая его «оправдает». Тот факт, что новая стратегия преследует далеко не новые цели, Буш объясняет абсолютной неприемлемостью отказа от курса на победу. Как считает президент, для США «неудача в Ираке обернется катастрофой». «Я не выведу (войска. – «НГ»), даже если только Лора и Барни будут поддерживать меня», – сказал как-то Буш в беседе с видными республиканцами. Лора – супруга президента, а Барни – его любимая собачка.

Кин и Каган вместо Бейкера и Гамильтона

Известно, что на столе у Буша к моменту принятия им решения о новой стратегии лежало несколько документов, содержавших оценку ситуации и рекомендации относительно оптимального курса действий Вашингтона.

Президент предпочел, что ему ближе по духу и – самое главное – ориентировано на безусловную победу. Эти предложения, поступившие от неоконсерваторов – отставного генерала Джека Кина и политолога Фредерика Кагана, аналитика известного исследовательского центра под названием Американский институт предпринимательства. Именно они посоветовали Белому дому для начала добавить войск в Ираке, чтобы создать более благоприятные условия для укрепления нового режима. В США называют этот подход претворением «доктрины Маккейна» – по имени американского сенатора Джона Маккейна, уже два года добивающегося увеличения численности американских войск в Ираке. Если верить заверениям помощников Буша, то получится, что он выбрал лучшее из всех поступивших предложений. В том числе и из доклада двухпартийной Исследовательской группы по Ираку. По оценке, утвердившейся в американских политических кругах, это самая авторитетная группа американских государственных деятелей, пытавшаяся разобрать завалы американской политики в Ираке.

В составе группы из 10 человек преобладают государственные деятели, работавшие как при президентах-республиканцах, так и при демократах, но ныне не участвующие в большой политике. При этом наиболее заметны бывшие госсекретари при президенте Джордже Буше-старшем Джеймс Бейкер и Лоуренс Иглбергер. (Бейкер и бывший конгрессмен-демократ Ли Гамильтон – сопредседатели комиссии.)

Группа Бейкера–Гамильтона была создана решением Конгресса 15 марта 2006 года и представила свой доклад в Белый дом в декабре. Изданный в виде книги, доклад насчитывает 142 страницы. В нем содержится обширный аналитический раздел, содержащий оценку ситуации в Ираке и собственно американского участия в войне, а также рекомендации по поводу дальнейшего курса действий.

В числе 79 рекомендаций – как сравнительно малозначащие советы вроде, например, предложения лучше учитывать поток экспортной нефти – до весьма значимых установок в военной и внутри- и внешнеполитической сферах.

Формально Белый дом действительно кое-что позаимствовал из рекомендаций ИГИ, однако это либо лозунги (например, призыв к достижению национального единства в Ираке), либо второстепенные советы. Ныне даже сами участники этой группы признают, что в главном Буш разошелся с их рекомендациями.

Причем это касается самых важных советов. Так, в докладе ИГИ предлагается незамедлительно приступить к выводу из Ирака всех 15 бригад и завершить его к весне 2008 года. (При параллельном обучении новой иракской армии.) И никаких всплесков численности, как это затеял Белый дом.

Второе главное разночтение касается внешнеполитической сферы. Группа Бейкера–Гамильтона предлагает прибегнуть к «дипломатическому наступлению» и в интересах стабилизации в Ираке наладить взаимодействие со странами региона, в первую очередь с соседями Ирака Сирией и Ираном. Идея дипломатического наступления подхвачена Белым домом, однако в его стратегии это попытка сформировать антииранский и антисирийский фронт в опоре на умеренные арабские режимы. С учетом идущей в Персидский залив второй авианосной группы США дипломатическое наступление выглядит как прелюдия к военному.

Эти расхождения не ослабляют интереса к докладу группы Бейкера–Гамильтона. Ведь это, бесспорно, самый трезвый на данный момент анализ в американских политических кругах ситуации в Ираке. Более того, можно считать доклад альтернативой «новой стратегии» Буша, к которой, не исключено, еще придется обратиться Вашингтону.

Ниже следуют выдержки из доклада, представленного ИГИ президенту США.

Сложные вызовы

«Наши главные рекомендации сводятся к необходимости осуществить новые и более энергичные дипломатические и политические усилия в Ираке и регионе и изменить главную миссию вооруженных сил США в этой стране. Это позволит Вашингтону начать выводить войска – и подойти к этому со всей ответственностью. Обе эти рекомендации одинаково важны и дополняют друг друга. Если они будут успешно реализованы, а иракские власти добьются подвижек в деле национального примирения, у страны появится шанс на лучшее будущее.

Вызовы сложны. Раскручивается спираль насилия: оно ширится, становится все более смертоносным. Его питают повстанцы арабы-сунниты, шиитские боевики и отряды смерти, «Аль-Каида», преступность. Главный вызов стабильности – межконфессиональный конфликт. Если ситуация продолжит ухудшаться, последствия могут оказаться очень серьезными. Сползание к хаосу способно повлечь развал иракского правительства и гуманитарную катастрофу с перспективой вмешательства соседних стран. Суннитско-шиитские столкновения могут разрастись. «Аль-Каида», возможно, одержит пропагандистскую победу и расширит базу для своих операций. По международному положению США будет нанесен удар, а поляризация американского общества усилится.

США немедленно должны начать новое дипломатическое наступление с целью создания международного консенсуса для стабильности страны и региона в целом. К данным дипломатическим усилиям следует подключить все страны, в интересах которых избежать хаоса в Ираке, включая всех его соседей. Этим странам и ключевым государствам в регионе и за его пределами следует сформировать группу поддержки для укрепления безопасности и национального примирения внутри Ирака. В одиночку эти задачи Багдаду не осуществить.

С учетом способности Ирана и Сирии влиять на развитие обстановки в Ираке и заинтересованности этих стран избежать хаоса в данной стране США необходимо пытаться взаимодействовать с Тегераном и Дамаском в конструктивном ключе. В распоряжении Вашингтона есть как поощрения, так и наказания для того, чтобы повлиять на поведение иранцев и сирийцев. Ирану следует пресечь поток оружия и прекратить подготовку повстанцев, уважать суверенитет и территориальную целостность Ирака, повлиять на иракских шиитов и способствовать национальному примирению. Сирии необходимо усилить контроль на границе с Ираком, чтобы препятствовать проникновению террористов, повстанцев и финансирования.

США не смогут добиться своих целей на Ближнем Востоке, если они не займутся непосредственно арабо-израильским конфликтом и региональной нестабильностью. США должны снова выступить с обязательством содействовать установлению всеобъемлющего мира между Израилем и арабами на всех фронтах: в Ливане, Сирии, а также в Израиле и Палестине. В рамках реализации упомянутого обязательства организовать прямые переговоры с участием и между Израилем, Ливаном, палестинцами (теми, кто признает право Израиля на существование) и Сирией. По мере того как США разрабатывают подход к Ираку и Ближнему Востоку, они должны оказывать дополнительную политическую, экономическую и военную поддержку Афганистану.

Иракские власти должны активнее брать на себя ответственность за обеспечение безопасности в стране, увеличивая численность и повышая качество иракской армии. В целях содействия этому процессу США следует существенно увеличить численность своего военного персонала, прикомандированного к частям иракской армии. Тем временем американские боевые подразделения могли бы начать уходить из страны.

Главная миссия ВС США отныне должна сводиться к оказанию поддержки иракской армии, которая возьмет на себя основные боевые операции. К первому кварталу 2008 г., если в обстановке в стране не произойдет серьезных перемен, все боевые бригады, присутствие которых не требуется для обеспечения безопасности американских сил, могли бы быть выведены из Ирака. К этому времени американские военные, дислоцированные в стране, могут быть либо прикомандированы к иракским подразделениям, либо входить в группы по быстрому реагированию и спецоперациям, либо осуществлять подготовку, оснащение, консультирование, обеспечивать самозащиту и поисково-спасательные операции. Разведывательные мероприятия продолжатся. Основная миссия групп по быстрому реагированию и спецоперациям – наносить удары по «Аль-Каиде» в Ираке.

Источники насилия

Большинство атак на американцев – дело рук суннитского сопротивления. Сюда относят бывшие элементы режима Саддама Хусейна, недовольных иракских суннитов и обычных преступников. На счету «Аль-Каиды» немногочисленные, но наиболее показательные акты насилия – суицидальные теракты, взрывы больших грузовиков, нападения на видных политических и религиозных деятелей. «Аль-Каида» в Ираке в основном управляется изнутри страны и состоит из арабов-суннитов. Иностранных боевиков в ней примерно 1,3 тыс. человек.

Самые большие потери среди мирного населения – результат межконфессионального насилия. Атаки суннитских повстанцев влекут за собой масштабные шиитские акции возмездия и наоборот. Шиитские боевики представляют существенную угрозу стабильности. Некоторые из них связаны с местными властями, другие действуют лишь в определенных районах, третьи – окончательно вышли за рамки закона. «Армия Махди» во главе с Муктадой ас-Садром насчитывает около 60 тыс. бойцов. Она открыто бросает вызов ВС США и Ирака и, как считается, регулярно применяет насилие против мирных суннитов.

«Бригады Бадра» связаны с Высшим советом исламской революции в Ираке под руководством Абдул Азиза аль-Хакима. У них давние связи с иранским Корпусом стражей исламской революции. Надев униформу иракских служб безопасности, бойцы Бадра преследуют мирных суннитов. В четырех из 18 провинций страны крайне небезопасно – это Багдад, Анбар, Дияла, Салахаддин.

США, коалиция и иракские силы

В Ираке служат около 141 тыс. американских военных, а также примерно 16,5 тыс. военного персонала из 27 стран – партнеров по коалиции. К концу 2006 г. в стране под руководством США подготовку и оснащение должны были пройти 326 тыс. сотрудников иракских служб безопасности. Из них 138 тыс. военных и 188 тыс. полицейских.

Иракская армия сталкивается с серьезными вызовами: недостает умения действовать сообща, координации на уровне бригад и дивизий; не хватает оснащения и персонала (раз в месяц в течение недели солдаты идут в увольнение, чтобы передать своим семьям деньги); остаются проблемы материально-технического обеспечения.

Положение в иракской полиции значительно хуже, чем в армии.

Альтернативные варианты действий

В свете серьезности ситуации в Ираке и последствий этого для Ирака, Соединенных Штатов, региона и всего мира ИГИ тщательно рассмотрела весь спектр возможных альтернативных подходов.

1. Поспешный уход

С учетом важности Ирака, потенциала катастрофы и роли и обязательств США в развязывании событий, приведших к нынешней ситуации, мы считаем, что было бы неправильным, если бы США бросили эту страну, спешно отозвав свои войска и отказав в поддержке. Если мы уйдем, то Ирак погрузится в хаос, а долгосрочные последствия этого будут таковы, что в конечном счете Соединенным Штатам придется вернуться.

2. Продолжение прежнего курса

Нынешний курс США не работает – уровень насилия в Ираке возрастает, и правительство не продвигается по пути национального примирения. Отказ от изменений политики попросту отсрочит день расплаты. Ежемесячно погибают почти 100 американцев. США расходуют 2 млрд. долл. в неделю. Это ограничивает нашу способность реагировать на другие международные кризисы. Большинство американского народа недовольны войной. Этот уровень затрат невозможно поддерживать в течение длительного срока, особенно когда нет прогресса. Чем дольше США остаются в Ираке, не добиваясь прогресса, тем сильнее недовольство будет нарастать среди иракцев.

3. Направление в Ирак дополнительного числа войск

Систематическое увеличение численности войск США не искоренит фундаментальную причину насилия в Ираке, состоящую в отсутствии национального примирения. Как заявил высокопоставленный американский генерал, увеличение численности войск США может на время помочь сократить насилие в каком-либо весьма ограниченном районе. Однако, как показал прошлый опыт, насилие вновь вспыхивает, как только войска США перемещаются в другой район. Как заявил другой американский генерал, если иракское правительство не добьется прогресса, «все войска мира не смогут обеспечить безопасность». В то же время возможности американских войск весьма напряжены, у нас нет достаточных возможностей для поддержания увеличенной численности войск в Ираке. Кроме того, направление дополнительных подкреплений в Ирак нанесет ущерб нашей способности выделить достаточные ресурсы для действий в Афганистане или способности реагировать на другие кризисы в мире.

4. Переход на структуру трех регионов

Переход к Ираку трех полуавтономных регионов со слабым центральным контролем может обойтись слишком дорого. Поскольку население Ирака не четко разграничено по своему проживанию, нелегко установить границы регионов. Во всех 18 провинциях население смешанное, так же как в Багдаде и других крупных городах Ирака. Быстрая реорганизация может привести к массовому перемещению населения, этническим чисткам, дестабилизации в соседних государствах или попыткам соседних государств установить свое господство над иракскими регионами.

Такой переход является возможным последствием продолжающейся нестабильности в Ираке, однако, как мы считаем, США не должны поддерживать этот курс как политическую цель или навязывать этот выход Иракскому государству.

Путь вперед – новый подход

Прогресс в Ираке все еще возможен в случае, если Ирак, Соединенные Штаты и другие страны, заинтересованные в делах Ближнего Востока, прибегнут к новым подходам. Данный доклад предлагает всестороннюю стратегию, направленную на обеспечение региональной и международной поддержки стабильности в Ираке, он предлагает иракскому народу взять в свои руки свою судьбу.

Во внешнем плане Соединенные Штаты должны безотлагательно начать использовать все элементы американской мощи, чтобы создать региональный механизм, который поддержал бы, а не замедлил прогресс в Ираке. Во внутреннем плане иракское правительство должно принять меры для достижения национального примирения, снизить масштабы насилия и улучшить условия повседневной жизни иракцев.

Это позволит со временем снизить американское присутствие в Ираке.

А. Внешний подход: обеспечение международного консенсуса

США должны построить международный консенсус в пользу стабильности в Ираке и регионе. Для достижения такого консенсуса США должны предпринять мощные дипломатические усилия с целью создания структуры международной поддержки, служащей стабилизации в Ираке и ослаблению напряженности в других странах региона. Эта структура поддержки должна включать все страны, заинтересованные в предотвращении хаоса в Ираке, включая всех соседей Ирака, в том числе неизбежно Иран и Сирию.

Рекомендация № 1

Соединенные Штаты, работая совместно с иракским правительством, должны начать всестороннее новое дипломатическое наступление, направленное на решение проблем Ирака и региона. Это новое дипломатическое наступление должно начаться до 31 декабря 2006 года.

Рекомендация № 2

Целями этого наступления применительно к региональным игрокам должны стать:

– поддержка единства и территориальной целостности Ирака;

– прекращение дестабилизирующего вмешательства и действий со стороны соседей Ирака;

– закрытие границ Ирака, в том числе путем организации совместного патрулирования с соседними странами;

– предотвращение расширения нестабильности и конфликта за пределы иракских границ;

– обеспечение экономической помощи, коммерческой и политической поддержки, а также, если возможно, военной помощи иракскому правительству со стороны мусульманских стран, не являющихся его соседями;

– побуждать страны оказывать поддержку национальному политическому примирению в Ираке;

– укреплять легитимность Ирака путем восстановления дипотношений и открытия посольств в Багдаде;

– помочь Ираку учредить активно работающие посольства в столицах стран региона (например, в Эр-Рияде);

– помочь Ираку достичь взаимоприемлемого соглашения по Киркуку;

– помочь Ираку достичь определенных вех в области безопасности, политики и экономики, включая национальное примирение, справедливое распределение доходов от нефти и роспуск вооруженных формирований.

Рекомендация № 3

Дополнительно к дипломатическому наступлению США и иракское правительство должны поддержать проведение в Багдаде конференции или встречи Организации Исламская конференция или Лиги арабских государств с целью оказания содействия национальному примирению и восстановления деятельности их посольств в Ираке.

Рекомендация № 4

Вслед за началом нового дипломатического наступления следует создать в качестве его инструмента международную группу поддержки.

Рекомендация № 5

Группа поддержки должна включать Ирак и все страны, имеющие общую границу с Ираком, включая Иран и Сирию; ключевые страны региона, включая Египет и страны Залива; пять постоянных членов СБ ООН, Европейский союз. Другие страны, например, Германия, Япония и Южная Корея, которые могут пожелать оказать содействие решению политических и дипломатических проблем и проблем безопасности, могут также стать ее членами.

Рекомендация № 6

Новое дипломатическое наступление и работа группы поддержки должны вестись в энергичном порядке и должны осуществляться на уровне министров иностранных дел и выше. Возглавлять эти усилия со стороны США должен если не президент, то государственный секретарь. Эти усилия должны вестись как в двустороннем, так и многостороннем форматах.

Рекомендация № 7

Группа поддержки должна пригласить к участию в этой работе офис Генерального секретаря ООН. Генеральный секретарь ООН должен назначить своим представителем Специального посланника.

Рекомендация № 8

Группа поддержки, являясь составной частью нового дипломатического наступления, должна выработать конкретные подходы к соседним странам, учитывающие их интересы, перспективы и их потенциальный вклад в решение упомянутых вопросов.

Рекомендация № 9

США должны под эгидой нового дипломатического наступления и группы поддержки наладить взаимодействие с Ираном и Сирией с тем, чтобы попытаться добиться проведения ими конструктивной политики в отношении Ирака и региональных проблем. При этом США должны использовать в интересах достижения конструктивных результатов как стимулы, так и антистимулы.

Рекомендация № 10

Вопросом иранской ядерной программы должны и далее заниматься Совет Безопасности ООН и его пять постоянных членов (Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Россия, Китай), а также Германия.

Рекомендация № 11

В рамках группы поддержки следует направить дипломатические усилия на то, чтобы убедить Иран в необходимости принятия им конкретных мер в интересах улучшения обстановки в Ираке.

В числе этих шагов:

– Иран должен прекратить поставки снаряжения и техники, а также обучение группировок, прибегающих к насилию в Ираке;

– Иран должен продемонстрировать поддержку территориальной целостности Ирака как единого государства, а также уважение суверенитета Ирака и его правительства;

– Иран должен использовать свое влияние, особенно на группировки шиитов в Ираке, чтобы способствовать национальному примирению.

– Иран может в надлежащих обстоятельствах помогать экономическому восстановлению в Ираке.

Рекомендация № 12

Соединенные Штаты и группа поддержки должны побуждать и убеждать Сирию в полезности следующего содействия:

– Сирия может осуществлять максимальный контроль над границей с Ираком и осуществлять совместно с иракцами патрулирование границы. Это поможет остановить поток средств, повстанцев и террористов в Ирак и из него;

– Сирия может установить горячие линии для обмена информацией с иракцами;

– Сирия может усилить свое политическое и экономическое сотрудничество с Ираком.

Рекомендация № 13

Необходимо подтвердить стремление США к всестороннему арабо-израильскому миру на всех фронтах, включая ливанский и сирийский, а также заявленную президентом Бушем в 2002 году приверженность решению вопроса о двух государствах – Израиля и Палестины.

Рекомендация № 14

Эти усилия должны включать скорейший созыв встреч под эгидой США или «ближневосточного квартета» (США, Россия, Евросоюз и ООН) между Израилем, Ливаном и Сирией, а также между Израилем и палестинцами, с другой. Целью этих встреч должны быть мирные переговоры, как это было на Мадридской конференции 1991 года, а также по двум отдельным трекам – сирийско-ливанскому и палестинскому.

Рекомендация № 15

Применительно к Сирии элементами этого мира должны быть:

– полная приверженность Сирии резолюции СБ ООН № 1701, принятой в августе 2006 года, обеспечивающей рамки восстановления суверенного контроля Ливана над своей территорией;

– полное сотрудничество Сирии со всеми расследованиями политических убийств в Ливане, особенно Рафика Харири и Пьера Жмайеля;

– поддающееся проверке прекращение сирийской помощи «Хезболлах» и использования сирийской территории для переправки иранского оружия и помощи «Хезболлах»;

– использование Сирией своего влияния на ХАМАС и «Хезболлах» в интересах освобождения захваченных солдат израильских сил обороны;

– поддающее проверке прекращение сирийских действий по подрыву демократически избранного правительства Ливана;

– прекращение передачи или транзита оружия через Сирию для ХАМАСа и других радикальных палестинских группировок;

– обязательство Сирии помочь добиться признания ХАМАСом права Израиля на существование;

– более энергичные усилия Сирии по закрытию своей границы с Ираком.

Рекомендация № 16

В обмен на эти шаги и в контексте полного и безопасного мирного согласия израильтяне должны возвратить Голанские высоты на условиях американских гарантий безопасности Израиля, которые могут включать размещение на границе международных сил, включая войска США, если об этом попросят стороны.

Рекомендация № 17

По палестинской проблеме элементами мира путем переговоров должны быть:

– приверженность резолюциям СБ ООН № 242 и 338 и принципу обмена «мир в обмен на территории», что является единственной основой достижения мира;

– поддержка лидирующей роли палестинского президента Махмуда Аббаса и палестинской администрации в усилиях по ведению переговоров с Израилем;

– поддержка усилий по прекращению нынешних столкновений путем закрепления перемирия, достигнутого между палестинцами и израильтянами в ноябре 2006 года;

– поддержка палестинского правительства национального единства;

– проведение переговоров, ведущих к окончательному мирному решению в соответствии с выдвинутой президентом Бушем формулой решения по принципу двух государств. Оно должно решить ключевые вопросы границ, поселений, Иерусалима, права на возвращение и окончание конфликта.

Рекомендация № 18

Для США критически важно предоставить дополнительную политическую, экономическую и военную поддержку Афганистану, включая ресурсы, которые высвободятся с выводом боевых сил из Ирака.

Внутриполитический подход: помочь иракцам помочь самим себе.

Рекомендация № 19

Президент и его команда в области национальной безопасности должны по-прежнему поддерживать тесные и частые контакты с иракским руководством. В ходе этих контактов должно быть передано четкое разъяснение: иракское правительство должно добиться существенного прогресса для достижения намеченных вех.

Рекомендация № 20

Если иракское правительство продемонстрирует политическую волю и добьется существенного прогресса в достижении намеченных вех в деле национального примирения, обеспечения безопасности и управляемости страной, Соединенные Штаты должны показать свою четкую готовность продолжить обучение, помощь и поддержку иракским силам безопасности, продолжить политическую, военную и экономическую поддержку иракского правительства. По мере того как Ирак станет более способным управлять своими делами, защищать себя и поддерживать себя, американское военное и гражданское присутствие в Ираке может быть сокращено.

Рекомендация № 21

Если иракское правительство не сможет добиться существенного прогресса в деле достижения вех на пути национального примирения, безопасности и управляемости, Соединенные Штаты должны будут сократить политическую, военную и экономическую поддержку иракского правительства.

Рекомендация № 22

Президент должен объявить, что США не стремятся к получению постоянных военных баз в Ираке.

Рекомендация № 23

Президент должен вновь объявить, что США не стремятся установить контроль над иракской нефтью.

Вооруженные силы и органы безопасности.

Военная стратегия в Ираке

Любые действия американской армии сами по себе не способны привести к успеху в Ираке. Иракское правительство должно ускорить реализацию программы национального примирения, как можно быстрее взять на себя ответственность за безопасность в Ираке посредством увеличения численности и улучшения боеспособности иракской армии. США должны значительно увеличить численность своего военного персонала, включая войска при частях иракской армии или оказывающих поддержку иракским войскам.

Подготовка иракских солдат при помощи США должна продолжаться еще несколько лет. Необходима полевая подготовка непосредственно по ходу участия в операциях. Такой подготовке наилучшим способом можно способствовать посредством прикрепления американских военных к развернутым иракским войскам. В этой миссии могут быть задействованы от 10 до 20 тыс. солдат США вместо 3–4 тыс., исполняющих эту роль сейчас. Данное увеличение войск возможно без увеличения общего числа американских солдат посредством параллельного сокращения боевых формирований США.

Еще одна важная задача американских военных – предоставление развернутым иракским войскам разведывательной информации, транспортной и логистической поддержки, поддержки с воздуха, а также различного оборудования. К первому кварталу 2008 года, если не возникнут непредвиденные обстоятельства, практически все боевые подразделения США могут быть выведены из Ирака. К этому моменту американские боевые подразделения могут действовать уже лишь в составе иракских войск как часть отрядов специального назначения и быстрого реагирования, поисково-спасательных отрядов, как консультанты и инструкторы.

США не должны брать на себя неограниченные по времени обязательства по сохранению значительного военного присутствия в Ираке. Во-первых, США сталкиваются и с рядом других угроз безопасности в мире – и долгосрочные обязательства при нынешнем уровне присутствия не оставляют резервов для реакции на иные непредвиденные обстоятельства. Во-вторых, эти обязательства отрицательно сказываются на боеготовности армии США, поскольку уже сейчас лишь треть американских войск имеют высокий уровень подготовки. Армия может отказаться неготовой к очередной ротации войск без серьезных изменений в практике их развертывания.

Рекомендация № 41

США должны ясно дать понять иракскому правительству, что американское правительство может осуществлять свои планы, в том числе и планы по передислокации войск, даже если Ирак не осуществит запланированные реформы.

Рекомендация № 42

Мы должны стремиться завершить свою миссию по подготовке и техническому обеспечению (иракских сил безопасности) к первому кварталу 2008 года.

Рекомендация № 43

Военные приоритеты должны измениться в пользу миссий по подготовке, техническому обеспечению и консультированию иракцев при осуществлении антитеррористических операций.

Рекомендация № 44

Самые квалифицированные американские военные должны быть включены в состав прикрепленных к иракским войскам.

Рекомендация № 45

США должны активнее содействовать техническому обеспечению иракской армии, стимулируя иракское правительство приобретать оружие в США.

США будут нуждаться в армии ради обеспечения национальной безопасности вне зависимости от того, что произойдет в Ираке. В связи с этим мы продумали варианты сокращения негативных последствий напряженности, которой подверглась наша армия в связи с войной в Ираке. Вооруженные силы США, особенно сухопутные войска, напряжены почти до предела в связи с отправкой подкреплений в Ирак, сопутствующими потерями (почти 3 тыс. убитыми и более 21 тыс. ранеными), сложностями с набором в штат и износом техники и обмундирования. Кроме того, весь военный бюджет в целом оказался под угрозой кризиса.

Полиция и уголовное судопроизводство

Рекомендации для действий со стороны Ирака

Рекомендация № 50

Вся национальная полиция Ирака должна быть передана в подчинение Министерству обороны, чтобы ее отряды вошли в состав новой иракской армии.

Рекомендация № 51

Вся пограничная полиция Ирака должна быть передана в подчинение Министерству обороны, которое будет полностью контролировать границы и решение вопросов внешней безопасности.

Нефтяная отрасль

Долгосрочные рекомендации

США должны стимулировать инвестиции в нефтяную отрасль Ирака со стороны международного сообщества и международных энергетических компаний.

США должны поддерживать усилия Всемирного банка с целью гарантии применения наилучшей практики заключения контрактов.

Экономическое содействие и помощь по восстановлению инфраструктуры

Экономическая помощь со стороны США должна быть увеличена до 5 млрд. долларов в год вместо снижения ее объема. Президент должен потребовать найти необходимые финансовые источники и постараться добиться поддержки Конгресса. Экономическое содействие не должно иметь под собой конфессиональной основы.

Кадры

США могут предпринять ряд шагов, чтобы обеспечить себя в Ираке кадрами, обладающими необходимыми навыками для работы там.

Все наши усилия в Ираке в военном или гражданском плане наталкиваются на препятствия в связи с тем, что американцам не хватает знаний местного языка и культуры. В посольстве, где работают около тысячи сотрудников, лишь 33 говорят на арабском, при этом лишь шесть из них владеют им в совершенстве. При разрешении конфликта, требующего эффективного общения с иракцами, мы часто оказываемся в невыгодном положении. На данный момент в Ираке все еще чрезвычайно мало специалистов со знанием арабского языка как военных, так и гражданских.

Разведка

Несмотря на то что США способны добывать хорошую, а иногда и первоклассную тактическую разведывательную информацию об «Аль-Каиде» в Ираке, правительство по-прежнему не обладает достаточным пониманием как иракского сопротивления, так и роли в нем активистов террористической организации. В военной разведке работают менее 10 аналитиков, имеющих более двух лет опыта анализа сопротивления.

Кроме того, налицо значительное занижение масштабов насилия в Ираке. Стандарт регистрации атак действует как фильтр, не позволяющий многим событиям попасть в базы данных. Убийство иракца далеко не всегда рассматривается как атака. Если невозможно определить, было ли это убийство совершено на религиозной почве, то оно не заносится в список таких атак. Не учитываются и удары, нанесенные посредством бомбы, заложенной у дороги, а также ракетой или гранатометом, если среди жертв нет американцев. Так, например, отчет за один из июльских дней в 2006 году содержит информацию о 93 атаках, но более внимательный анализ имеющихся за этот день сообщений свидетельствует о 1,1 тыс. актах насилия.

Рекомендация № 77

Директор национальной разведки и министр обороны должны задействовать значительно больше аналитических ресурсов для понимания угрозы и источников насилия в Ираке.

Рекомендация № 79

ЦРУ должно направить дополнительное число сотрудников в Ирак, чтобы создать и подготовить эффективную разведывательную службу и образовать центр антитеррористической разведывательной информации».

Джордж Буш решил отправить на фронт еще 20 тысяч солдат.
Фото Reuters
Межконфессиональное насилие – главная угроза.
Фото Reuters
В Ираке может происходить до тысячи атак в день, однако далеко не все из них фиксируются в базах данных.
Фото Reuters
Шеф Пентагона Роберт Гейтс и госсекретарь Кондолиза Райс рекламируют новую стратегию Буша без особого успеха.
Фото  Reuters


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
421
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
427
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
522
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
356

Другие новости