Самыми ревностными сторонниками интеграции на постсоветском пространстве были и остаются президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
15-летний юбилей СНГ – достаточный повод для подведения итогов. Однако сегодня с сожалением можно констатировать, что положительных итогов до сих пор гораздо меньше, чем могло бы быть. При этом здравая изначальная идея интеграции постсоветского пространства вылилась всего лишь в некие формальные структуры и некоторые малозначительные совместные программы. Но дело в том, что при взаимодействии бывших союзных республик СССР и без всякого СНГ они могли бы существовать. Для кого же из граждан России 15-летие СНГ является праздником?
Сейчас Содружество – это некий полумертвый субъект международных отношений. Стержневая идея, которая могла бы поднять эту организацию, – воссоединение прежней страны. А те, кто не принял бы эту идею, могли бы просто отвалиться, как ненужная шелуха. Если бы СНГ поставило перед собой задачу создания единого политического субъекта – с одной конституцией, единой властью, одним президентом и парламентом, – это была бы существенная и уважаемая всеми цель.
В то же время подавляющее большинство граждан РФ и бывших союзных республик не испытывают сегодня никакого уважения и не питают никаких надежд по отношению к этой структуре.
Более того, вся российская дипломатическая работа на пространстве СНГ привела к чудовищным результатам, к образованию пояса враждебности вокруг России. Это практически все политические режимы бывшего СССР, за исключением Белоруссии, да еще центрально-азиатских государств. И это выражается в той или иной форме – в отношении ли к российским соотечественникам или к России вообще. Дипломатия в России на данном этапе существует как некий паразитический нарост. У нас есть зарубежные представительства, но фактически вся их работа заключается в том, чтобы надувать щеки. Реальных результатов на постсоветском пространстве у российской дипломатии нет. Кроме того, она не является активным игроком и в мировой политике, ограничиваясь мягкими заверениями и заключениями, которые мало кто воспринимает всерьез. Всерьез рассматриваются только заявления президента РФ, возглавляющего внешнюю политику.
В отношении к СНГ существует две концепции. Одна – это спасение прежних форм государства. При этом те, кто спасал страну, делали это не ради самого государства, а исключительно для себя. Это была форма дележа. Другая концепция – «цивилизованного развода», как назвал ее президент РФ Владимир Путин. Но о том, что это «цивилизованный развод», мы узнали существенно позже момента принятия решения об образовании СНГ.
Соответственно этим концепциям были и две стратегии. Одна из них – форма игры в интеграцию. Как, например, в случае с Украиной или с образованием Единого экономического пространства. Вторая стратегия – курс на воссоединение, который должен реализоваться в Союзном государстве России и Белоруссии. К сожалению, и то, и другое не принесло успеха. Интеграция не проходит. Никаких дополнительных существенных преимуществ в отношениях внутри СНГ по сравнению с отношениями с другими странами так и не возникло. Союзное государство с Белоруссией фактически разрушено, и последние жесткие заявления Лукашенко – яркое тому подтверждение.
На самом деле СНГ – это в переименованной форме бывший Советский Союз или бывшее государство, которое меняло название, было империей, потом стало СССР. Но центральная власть никогда не исчезала. Государство продолжало существовать. Даже в первые годы существования СНГ лидеры образовавшихся республик смотрели на Москву и ждали, что скажет царь Борис. А он помалкивал, и в конце концов этнономенклатурам удалось разделить единую страну. Это привело к крайне печальным результатам.
Преследование русского большинства (а лишь на некоторых территориях русские составляли меньшинство) было нормой жизни стран СНГ. К тому же сегодня нормой становится игнорирование прав российских соотечественников за рубежом, причем игнорирование со стороны центрального российского правительства. Кроме закона о соотечественниках, слово «соотечественник» не употребляется больше ни в одном законе. Этот термин не присутствует ни в миграционном законодательстве, его нет в законодательстве о статусе иностранного гражданина на территории РФ. Прошло 15 лет, а ключевая проблема в отношениях со странами СНГ так и не решена. Ни одного человека, который получил бы официальный статус российского соотечественника за рубежом, вообще не существует.
В последнее время обострилась миграционная проблема. Когда мы забыли о соотечественниках, нам напомнили миграционными потоками о своем существовании другие люди. Они не собираются быть соотечественниками, но хотят быть гастарбайтерами. Они не отвечают за судьбу нашей страны, не интересуются ее дальнейшим существованием, а готовы лишь въехать, заработать деньги и уехать обратно. Поэтому приезжают сюда «на ловлю счастья и чинов». Для большинства сегодняшних мигрантов из стран СНГ Россия не является родиной и государством, к которому проявляется лояльность. Эта проблема также находится за скобками российского законодательства и инициатив действующей партии власти.
В то же время на постсоветском пространстве существует ЕврАзЭС, но никаких привилегий у России, реализующей свои собственные интересы, связанные с транзитом туркменского газа или российской нефти через территорию Украины, не возникает. Поэтому попытка создать в рамках СНГ какую-то экономическую структуру опирается только на мощь «Газпрома», который давно перестал быть лицом российского государства, – эта структура преследует свои собственные интересы.
Где же выход и что нужно делать, чтобы гладко было не только на бумаге? Поддержку нужно искать только во впечатляющей стержневой идее, имеющей историческое значение. Такой идеей может стать только воссоединение страны на пространстве исторической России. Но на данном этапе мы видим сезон раздробленности нашей исторической территории. Но если мы сейчас скажем, что история закончилась и границы встали на века, значит, мы объявили об окончании собственной истории. Если же мы будем сопротивляться этой феодальной раздробленности и когда-нибудь добьемся хотя бы частичного воссоединения, то мы вернемся снова в состояние великой державы.