В эксклюзивном интервью «НГ» посол Франции в России Жан Каде рассказывает о российско-французских отношениях, а также комментирует вопросы расширения Европейского союза и НАТО и роль Парижа в ближневосточном урегулировании.
– Господин посол, как, на ваш взгляд, сегодня развиваются российско-французские отношения? Как в Париже оценивают итоги состоявшихся в конце сентября переговоров между президентами Владимиром Путиным и Жаком Шираком, а также саммита Россия–Франция–Германия?
– Визит президента России во Францию стал новой демонстрацией превосходных двусторонних отношений. Вручая Владимиру Путину высшую французскую награду – Большой Крест Почетного легиона, президент Жак Ширак приветствовал его личный вклад в дружбу между нашими странами. Беседа двух президентов прежде всего позволила подтвердить близость наших взглядов на целый ряд актуальных международных вопросов (в частности, Иран, Ближний Восток). Акцент был также сделан на некоторые крупные досье нашего сотрудничества, в частности экономическое досье, что подтверждает обоюдное стремление развивать более тесное партнерство. В этой связи стоит упомянуть соглашение об административном сотрудничестве между министерствами транспорта, меморандум между российским Министерством транспорта и группой Vinci о перспективах в области строительства дорог, и, конечно же, инвестиции в энергетику, в частности в нефтяную и газовую промышленность.
Встреча в Компьене подтвердила стремление участников продвигаться вперед в рамках стратегического партнерства между Россией и Европейским союзом за несколько недель до саммита ЕС, который состоится 20 октября в Финляндии и где будет присутствовать президент Путин.
– Недавно Жак Ширак высказался против поспешного расширения НАТО и Европейского союза. Означает ли это, что Франция выступает за отсрочку вступления каких-то стран в указанные структуры? Что в Париже думают по поводу натовских перспектив Украины и Грузии?
– Президент Франции действительно предостерег от неуправляемого процесса расширения. Речь ни в коем случае не идет о пересмотре уже принятых обязательств. Что касается Европейского союза, то предусматривается, что Румыния и Болгария вступят в ЕС 1 января 2007 г. Что требует обсуждения, так это способность Европейского союза принять в будущем новых членов. Этот процесс должен оставаться под контролем, чтобы гарантировать его принятие народами стран ЕС. Ширак объявил, что вступление новых стран должно получить одобрение французов на референдуме.
Что касается НАТО, то обе упомянутые вами страны находятся на стадии сотрудничества. Североатлантический союз ведет с ними так называемый «усиленный диалог», что не предрешает их будущее вступление. Кстати, Украина недавно объявила, что она решила на данном этапе оставаться на этой стадии сотрудничества.
– Какой вам видится роль Франции на Ближнем Востоке и конкретно в Ливане? Считаете ли вы, что миротворческому контингенту ООН, возглавляемому французским генералом, удастся добиться мира на ливано-израильском направлении?
– Учитывая исторические и человеческие связи Франции с этим регионом, наша страна намеревается играть активную роль в установлении мира. Наши действия на всем Ближнем Востоке, и в частности в Ливане, продиктованы нашей убежденностью в том, что установление справедливого международного порядка и длительного мира возможно только путем ведения политического диалога, а никак не противоборством и насилием. Именно поэтому президент Ширак принимал активное участие в мобилизации международного сообщества для достижения приоритетной задачи по прекращению военных действий, что было установлено резолюцией 1701, принятой Советом Безопасности ООН под председательством Франции 14 августа.
В основе этой резолюции лежит принцип суверенитета Ливана на всей его территории, после обязательств ливанского правительства о развертывании армейских формирований на юге страны. Мы приветствовали это решение, которое стало определяющим для приостановки военных действий. Цель ясна: суверенитет Ливана не может быть полным, если на части территории останутся неправительственные вооруженные отряды или войсковые подразделения соседней страны.
Франция и страны ЕС, совместно с другими странами, в том числе мусульманскими, взяли на себя ответственность за усиление международного контингента сил ООН в Ливане. Во многом благодаря нашей стране были приняты четкие правила использования и командования международным контингентом, необходимые для обеспечения доверия к этой операции. Мы создали необходимые условия для успешных действий. Первая цель достигнута: прекратились ракетные удары «Хезболлах» по израильским городам и военные операции Цахала в Ливане.
На нынешнем этапе следует продолжить наши усилия для консолидации мира на длительный период. Это возможно прежде всего через оказание помощи в восстановлении Ливана. На Стокгольмской конференции Франция объявила о своем вкладе в восстановление Ливана в размере 40 миллионов евро. Кроме того, президент Ширак выдвинул предложение о созыве новой международной конференции по проблемам восстановления Ливана. С другой стороны, следует решительно бороться с факторами, которые являются питательной средой насилия, и способствовать усилиям международного сообщества по выработке гарантий для политического решения накопившихся проблем. Речь идет и о взятых в плен израильских солдатах, и о фермах Шебаа. Это, конечно, требует возобновления израильско-палестинского диалога, что и было отмечено во время недавней встречи «ближневосточного квартета». Франция внесла предложение о проведении международной конференции, целью которой будет поиск политического решения израильско-палестинского конфликта.
И наконец, усилия по установлению мира и восстановлению Ливана должны идти параллельно со стремлением к справедливости. Франция целиком поддерживает проводимое ООН расследование покушения, которое стоило жизни бывшему премьер-министру Рафику Харири, и других покушений, которые имели место в Ливане. Франция сотрудничает с руководством Ливана и со своими партнерами по Совету Безопасности ООН для формирования международного суда, призванного осудить виновных.
– Как Франция оценивает решение России отправить в Ливан небоевой контингент для восстановления инфраструктуры? Считает ли Париж, что Москве следовало бы направить на Ближний Восток своих миротворцев?
– Каждая страна должна сама определить свои возможности по участию в общих усилиях международного сообщества. Мы приветствуем отправку в Ливан российского инженерного контингента. Как я уже отмечал, речь идет о важных задачах по консолидации мира. Французские солдаты инженерных войск тоже находятся в Ливане для выполнения схожих задач.
Я бы хотел добавить, что Россия в силу своего статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН и отличного знания региона играет ключевую роль в поиске политического решения этого регионального конфликта. Регулярные консультации, которые мы проводим по этой теме с российскими коллегами, позволяют нам говорить о совпадении точек зрения и взаимодополняемости наших усилий.
– Ядерная программа Ирана продолжает оставаться в центре внимания. Готова ли Франция проголосовать в поддержку санкций против Ирана? Считают ли в Париже, что санкции могут повлиять на ядерную программу Ирана?
– В настоящее время приоритетным является сохранить открытым путь для диалога, продолжая в то же время твердо отстаивать принципы.
Отчет генерального директора МАГАТЭ Совету Безопасности ООН от 31 августа подтверждает, что Иран не смог удовлетворительно ответить на резолюцию СБ 1696, которая требовала приостановить всю деятельность в чувствительных ядерных областях, в частности в области обогащения урана. Необходимо, чтобы Тегеран быстро выполнил требования международного сообщества. В противном случае, резолюция 1696 предусматривает возможность применения против этой страны путем принятия новой резолюции мер, предусматриваемых 41-й статьей VII главы Устава ООН, то есть санкций.
Но мы еще не на этой стадии. Продолжая консультации о том, какие действия следует предпринять в соответствии с резолюцией 1696, важно сохранить открытым путь для диалога с Тегераном на основе принципов, содержащихся в этой резолюции, и предложения «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германии).
После предложений, сформулированных президентом Жаком Шираком на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, это то, чем сейчас от имени «шестерки» занимается Высокий представитель Европейского союза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана в своих контактах с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани.
«Шестерка» сделала Ирану щедрое и справедливое предложение. Иран совершит ошибку, не согласившись с ним. Франция и Россия разделяют это утверждение и тесно сотрудничают в целях урегулирования проблемы дипломатическим путем.