0
2104
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.09.2005 00:00:00

Таджикистан может встать на ноги

Тэги: таджикистан, рахмонов, долги


таджикистан, рахмонов, долги В бедных странах дети чаще всего не учатся, а работают.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов с трибуны ООН в ходе сентябрьского юбилейного саммита заявил, что мировое сообщество должно увеличить объемы предоставляемой его стране помощи. Он подчеркнул, что Таджикистан относится к числу тех государств, «социально-экономическое развитие которых на данном этапе зависит и от внешнего содействия». Необходимо как минимум 12 млрд. долл. для реализации программы сокращения бедности к 2015 году, осуществляемой в соответствии с принятой ООН Декларацией Тысячелетия. Эти средства нужны на развитие образования, здравоохранения, решение социальных вопросов и проблем продовольственной безопасности страны.

Между тем «пресс внешней задолженности является одним из наиболее серьезных препятствий на пути к прогрессу», – заявил Рахмонов. Напомним, что внешний долг Таджикистана составляет 840 млн. долл. В прошлом году Таджикистану удалось достичь договоренности с Россией об урегулировании задолженности таджикской стороны по госкредитам почти на 300 млн. долл.

Однако проблема внешнего долга остается. В этой связи таджикский президент предложил инновационный механизм решения долговой проблемы. По его мнению, наиболее эффективны в этом плане зачеты по формуле «долги за устойчивое развитие». Он заверил страны-кредиторы, включая членов «восьмерки», в том, что «высвобожденные таким образом средства пойдут на борьбу с бедностью и решение комплекса проблем, связанных с достижением провозглашенных ООН целей развития тысячелетия».

По мнению директора Института гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, «слаборазвитые страны не в состоянии справиться с обслуживанием национального долга, который накопился за прошлые годы. В мировой практике существует опыт списания долгов слаборазвитым странам. В подавляющем большинстве случаев это мало что меняет, поскольку такие «подачки» могут иметь только временное значение».

Между тем президент Рахмонов в своем ежегодном обращении к парламенту обнародовал план борьбы с бедностью населения. Документ этот предусматривает приватизацию земли, доступность образования для бедных и улучшение качества медицинских услуг в сельской местности. В нем также говорится о необходимости борьбы с коррупцией и издержками бюрократии.

«Я вам обещаю, что если мы все будем работать не покладая рук в этом направлении, то уже через 3–4 года уровень жизни народа существенно изменится», – сказал президент. По мнению западных экономистов, шансы у страны на это действительно есть. По оценке Международного валютного фонда, «Таджикистан в последние время медленно, но уверенно движется по направлению к рыночной экономике». Несмотря на то что переходный период затянулся, преимущественно из-за коррупции и злоупотреблений чиновников, реформы все же приносят свои плоды.

По данным МВФ, в Таджикистане в последние годы происходит постепенное ускорение темпов экономического подъема. Так, ВВП с 2000 по 2004 год вырос на 10%, за первое полугодие нынешнего года достиг 10,6%, в то время как уровень инфляция снизился до 5,6% в 2004 году с 40% в 2001 году.

Впрочем, одно из главных условий, которые ставит перед получателем финансовой помощи МВФ, – активизация борьбы с коррупцией. По сведениям таджикского Центра стратегических исследований, около 15% доходов мелких и средних предпринимателей уходит на взятки и подкуп должностных лиц. В последнее время власти Таджикистана проводят политику привлечения к ответственности чиновников среднего и высшего звена, замеченных в мздоимстве.

Чтобы хоть как-то бороться с поборами в медицинской сфере, была разработана программа реформирования сферы здравоохранения, согласно которой с 1 августа нынешнего года медицинские услуги для населения должны стать более доступными. Но именно «доступность» услуг может оказаться под вопросом. 20% стоимости медицинских услуг будет финансироваться за счет государства, а остальное должно оплачиваться из кармана пациента. По оценкам экспертов, 40% населения вообще не в состоянии платить за врачебную помощь. Больнее всего реформа здравоохранения ударит по пенсионерам – их пенсия составляет всего 12 сомони (4 долл.). Хотя, по мнению разработчиков программы, официальные тарифы должны положить конец теневым поборам с населения. «Утвержденный Минздравом прейскурант цен на медицинские услуги будет значительно ниже тех нелегальных тарифов, которые устанавливались самим медперсоналом», – отметил один из разработчиков программы Октам Бобоходжаев.

В то же время страны-доноры и международные организации по развитию обязались выделить 900 млн. долл. на различные формы финансовой поддержки для борьбы с бедностью в Таджикистане на ближайшие три года. При этом они поставили таджикским властям ряд условий – фактически выплаты будут зависеть от политических и экономических реформ.

Что касается экономики, то здесь есть возможности для прогресса. Таджикистан поставляет на экспорт алюминий, электроэнергию, хлопок, текстиль, сельхозпродукцию. Одним из ведущих предприятий Таджикистана является Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ). В течение долгого времени интерес к этому предприятию проявлял хозяин «РУСАЛа» Олег Дерипаска. Правда, несколько предпринятых им попыток приобрести завод не увенчались успехом, но на встрече с президентом Путиным в апреле нынешнего года президент Рахмонов сообщил о планах «РУСАЛа» инвестировать значительные средства в реконструкцию этого и строительство еще одного завода. Кроме того, совместным российско-таджикским проектом предусматривается строительство двух ГЭС – Сангтудинской и Рогунской.

Вместе с тем, как считают эксперты, в Таджикистане довольно устойчивая политическая система. Лидирующее место занимает пропрезидентская Народно-демократическая партия, которая имеет большинство мест в парламенте. Также можно выделить деятельность и других партий: партия Исламского возрождения Таджикистана, Коммунистическая партия, Демократическая, Социал-демократическая и Социалистическая партия.

Однако в течение трех последних лет регистрацию не может пройти партия развития «Тараккиет», а против ее лидера Султона Кувватова было возбуждено уголовное дело по статье «Оскорбление чести и достоинства президента».

В непростых условиях находится и пресса Таджикистана. По официальным данным, в Таджикистане по состоянию на 1 января 2005 года зарегистрировано 309 СМИ, в том числе 222 газеты, 81 журнал и 6 информационных агентств. Однако накануне парламентских выборов власти ввели практику не регистрировать новые альтернативные СМИ. По словам председателя НАНСМИТ Нурридина Каршибоева, «еще совсем недавно ситуация с развитием СМИ в Таджикистане оценивалась мировым сообществом как наиболее позитивная в странах СНГ. Однако год назад все стало меняться: в августе 2004 года была закрыта частная типография «Джиенхон», перестали публиковаться независимые газеты «Рузи нав», «Неруи сухан», «Одаму олам». Анализ состояния таджикской прессы показывает, что за 2004–2005 годы ситуация со свободой слова в стране ухудшилась. Если предыдущие годы были ознаменованы выходом сразу нескольких негосударственных общественно-политических изданий («Рузи нав», «Одаму Олам», «Адолат», «Неруи сухан»), которые довольно смело и открыто говорили о существующих проблемах в обществе, то уже к концу 2004 года деятельность этих изданий по разным причинам была приостановлена. Таджикским журналистам также затруднен доступ к общественно-значимой информации».

«В начале 2004 года наша ассоциация, ссылаясь на данные мониторинга свободы слова в Таджикистане, прогнозировала, что с приближением предвыборных кампаний усилится давление на независимые СМИ. Это естественный процесс, так как пресса и правительство по своей природе оппозиционны друг другу», – отметил Каршибоев.

Как правило, дальнейший прогресс в области снижения уровня бедности зависит не столько от внешних вливаний, сколько от экономического роста. Конечно, списание долга в некоторой степени поможет Таджикистану выйти из «пике», но без помощи западных стран республике пока не обойтись, считает российский политолог Вячеслав Игрунов. Именно поэтому в Таджикистане в нынешнем году был принят закон «О свободных экономических зонах». Главная его цель – привлечь в страну иностранные инвестиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
336
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
374
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
139
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
214

Другие новости