Уже в июле нынешний и.о. президента Киргизии Курманбек Бакиев станет полноправным главой государства.
Фото Андрея Житенева (НГ-фото)
Менее чем за два месяца до внеочередных президентских выборов внутриполитическая ситуация в Киргизии остается напряженной. Даже несмотря на то, что исход намеченного на 10 июля голосования ни у кого не вызывает сомнений. Уже сейчас очевидно, что новым главой государства станет нынешний и.о. президента Курманбек Бакиев, в связке с которым идет его недавний основной конкурент, лидер партии «Ар-Намыс» генерал Феликс Кулов, – он получит в будущем правительстве кресло премьер-министра. Налицо повторение украинского сценария, где после выборов Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко именно так поделили полученную власть.
Достигнутое основными участниками президентского марафона соглашение свело на нет возможную интригу, заставив остальных претендентов отказаться от участия в выборах: из первоначального полутора десятка фамилий в списке соискателей осталось лишь восемь. Помимо самого Бакиева это лидер Социал-демократической партии Алмазбек Атамбаев, политик Кубанычбек Апас, бизнесмены Нурбек Турдукулов и Акбаралы Айтикеев, бывший глава Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Темирбек Акматалиев, лидер Демократического движения Киргизстана Жыпар Жекшеев и депутат парламента Баяман Эркинбаев.
Недавно будущий премьер Феликс Кулов стал первым помощником и.о. президента Бакиева. Кстати, сразу после своего назначения на должность и.о. президента Курманбек Бакиев в интервью «НГ» говорил, что возможность объединения с Куловым обсуждалась с момента освобождения того из-под стражи. Но Кулов поначалу попытался вести собственную игру, рассчитывая на поддержку большинства населения. По соцопросам, за него проголосовало бы более 56% граждан. Однако соперничество с Бакиевым вполне могло расколоть страну по линии «Север–Юг», обернуться кровопролитной гражданской войной.
Именно поэтому, считает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, согласившись на союз с Бакиевым, Кулов предпочел синицу в руках, а не журавля в небе. «Это хорошая политическая игра, результатом которой станет гарантированная победа на президентских выборах и пост премьер-министра», – отметил в интервью «НГ» Досым Сатпаев.
Между тем опасность гражданского раскола по линии «Север–Юг» и сейчас до конца не снята. Во всяком случае, есть информация, что Курманбек Бакиев ведет конфиденциальные переговоры с рядом амбициозных политиков на предмет их возможного включения в будущее правительство, что позволило бы минимизировать подобный риск. А это значит, что после июльских выборов в новом правительстве Киргизии окажется немало знакомых лиц.
Официально заявлено, что подписанное Бакиевым и Куловым соглашение о предвыборном союзе направлено исключительно на объединение народа. Бакиев пользуется поддержкой в основном южной части страны, откуда начались народные волнения, переросшие в итоге в революцию. Кулов популярен в самом Бишкеке и на севере страны. Впрочем, по мнению Досыма Сатпаева, выборы могут придать второе дыхание тем политическим силам, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки.
Таким дестабилизирующим фактором может стать новая оппозиция. Ее способны сформировать бывшие сторонники Бакиева, которые представляют интересы южной Киргизии и которые предполагали, что с уходом Акаева наступит именно их эра. Они могут объединиться на почве разочарования, ведь им придется пойти на уступки при дележе постов. Способна объединиться и бывшая команда Акаева. Однако, по мнению экспертов, их объединение – это лишь попытка обезопасить себя от уголовного преследования.
Кроме того, в тандеме Бакиев–Кулов нет единого взгляда на заявленную еще при президенте Акаеве политреформу. В Конституцию Киргизии планируется внести изменения, предоставляющие премьер-министру страны гораздо более широкие полномочия в экономической и политической сферах – начиная с формирования кабинета министров и заканчивая назначением по согласованию с президентом глав местных администраций. Прерогативой президента остаются курирование силовых министерств и ведомств, а также вся внешнеполитическая сфера.
«Здесь есть потенциальная угроза для нового конфликта, – сказал «НГ» Досым Сатпаев. – Ведь помимо всего прочего реформа предполагает преобразование Киргизии из президентской в парламентскую республику, и эту идею, сторонником которой всегда был Кулов, поддерживают не все политики. Тот же Бакиев, скажем, признавая необходимость такой перестройки, выступает за постепенность этого процесса. Словом, в любом случае для реализации реформы нужно время, и здесь-то и кроется опасность: неясно, как долго намерен ждать конституционных перемен Кулов».