В столице Азербайджана пока очень немногие женщины согласились надеть хиджабы.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Министерство национальной безопасности Азербайджана недавно выступило с заявлением, из которого следует, что в республике обезврежена преступная группировка, готовившая террористические акты в местах компактного проживания и работы иностранцев. На квартирах участников группы сотрудники МНБ обнаружили большое количество тротиловых шашек, гранат, детонаторов, взрывчатых веществ, литературы и аудиокассет, пропагандирующих терроризм и джихад.
Местные аналитики уверены: Азербайджан становится ареной борьбы различных моделей и течений ислама – арабской, турецкой и иранской, и это очень скоро обернется серьезными проблемами.
Религиозный бум в Азербайджане начался почти сразу же после распада СССР. В первую очередь активизировалась исламская культово-обрядовая и просветительская деятельность. После долгих лет запрета в республике был переведен и издан на азербайджанском языке Коран. В короткие сроки в стране были открыты медресе, факультет исламского богословия при Бакинском госуниверситете, Кавказский исламский университет. Начали строиться и реконструироваться мечети, количество которых на сегодняшний день перевалило, по некоторым данным, за 1400. Приметой нового времени стало и появление на улицах Баку женщин в платках-хиджабах, что еще десять лет назад было редкостью.
Наибольшую опасность сегодня представляют силы, пытающиеся распространить в республике исламский фундаментализм в худшем его понимании. В этом особую активность проявляют «благодетели» из арабских стран, в частности из Саудовской Аравии, а также Ирана и Турции. Под видом благотворительной деятельности они ведут активную работу в лагерях беженцев и среди части населения, живущего за чертой бедности. Кроме того, они предлагают местной молодежи бесплатное обучение в своих странах. Получив там духовное образование, азербайджанские выпускники импортируют полученные знания и взгляды на родину. Все это плюс неограниченные финансовые вливания способствуют распространению радикальных исламских течений в республике.
Из них особой радикальностью выделяются ваххабиты. Умело конспирируясь, они действуют под эгидой различных благотворительных обществ и религиозных течений, печатных органов. По некоторым данным, сегодня численность последователей этого течения в республике достигает 15 тыс. человек. Ваххабизм распространен в основном в северных, в частности приграничных с Россией, районах республики, где преобладает суннитское население. Бакинским центром ваххабитов, как утверждают местные газеты, является мечеть Абу Бекир, построенная на нефтедоллары Саудовской Аравии. Любопытно, что немалую часть прихожан этой мечети составляют российские граждане – этнические чеченцы, временно проживающие в Азербайджане. По мнению политолога Рафаэля Гасанова, «сегодня ваххабиты превратились в силу, которая способна повлиять на общественно-политическую жизнь страны».
Набирает вес и такое религиозное течение, как «нурсизм», основателем которого считается ученый-теолог Саид Нурси. Импортировали это учение в Азербайджан из Турции ученики лидера течения «Нур» Фатуллаха Гюлена, ставящего целью создание в регионе единого исламского шариатского государства. По данным «НГ», «Нур» – уже сейчас очень сильная и хорошо законспирированная организация, имеющая свои отделения в России, Косово, Македонии, Албании, в странах Центральной Азии. Просветители нурсизма появились в Азербайджане в 1992 году. Одной из причин повышенного интереса к Азербайджану можно назвать их стремление противостоять активизации деятельности здесь радикальных иранских шиитских организаций. В отличие от ваххабитов идеологи «Нура» отдают предпочтение мирному приходу к власти , поэтому активно продвигают своих людей во властные структуры. Кроме того, по данным бакинских СМИ, почти половину турецкого бизнеса на азербайджанском рынке сосредоточили в своих руках именно представители этого религиозного течения. Они же открыли здесь более 10 образовательных школ и лицеев.
Активизировались в Азербайджане и откровенные исламские радикалы, в частности иранская шиитская организация «Джейшуллах» и террористическая группировка «Хезболлах». Несколько лет назад их деятельность была разоблачена азербайджанскими спецслужбами. В ходе следствия стало известно, что «Джейшуллах» действовала нелегально на территории Азербайджана с 1995 года и ею руководили из Ирана.
Группировка «Хезболлах» за 12 лет тайного существования в республике успела завербовать в свои ряды много молодых азербайджанцев, которые прошли обучение в лагерях по подготовке террористов в Иране. На счету этой организации много громких убийств, в том числе известного академика-востоковеда 3ии Буньятова.
На фоне борьбы радикальных исламских организаций за Азербайджан наблюдается и активизация деятельности различных христианских миссионерских общин. Наибольшую активность проявляют религиозные секты «Животворящая благодать», «Живые камни», «Свидетели Иеговы», «Собор Хвалы», «Церкви нового апостола», «Адвентисты 7-го дня» и другие. Многие из них распространяют книги собственного издания, занимаются пропагандой христианства и призывают мусульман принять христианскую веру. Далеко не последнюю роль в данном случае играет и материальная заинтересованность. Некоторые азербайджанцы, проживающие в нищете, охотно соглашаются принять христианство за 200–250 долларов.
Между тем, как считают источники в силовых структурах республики, опасность сектантства в настоящее время очевидна. Тем более что миссионеры не скрывают планов по превращению Азербайджана в своего рода плацдарм широкомасштабного сектантства. При этом никто сегодня не может гарантировать, что завтра кто-то из исламских фанатиков не попытается свести счеты с вольготно чувствующими себя в Азербайджане миссионерами или заезжими проповедниками.
Исследуя тенденцию увлечения части населения республики, в особенности молодежи, религией, аналитик Султан Джаваншир считает, что главная причина этого явления – увеличение доли необразованных и отчаявшихся молодых людей, не имеющих возможности самореализоваться, нищета и социальная неудовлетворенность подавляющей части общества, лагеря беженцев, где под прикрытием гуманитарной помощи действуют различные внешние силы.
═
Баку