Окружение отмечает, что он сильно изменился в последнее время, став решительнее и жестче.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В последнее время не только противники, но даже ближайшие соратники нового президента Украины признают, что они плохо знают Ющенко. Политик, чьи действия, как казалось, легко просчитывались, удивляет непредсказуемостью. Он не только назначил Тимошенко и.о. премьера, но заставил свое окружение принять и поддержать это решение. Президент не просто заявил о стратегической цели присоединения к ЕС, но вынудил признать и разделить эту цель даже идеологических противников евроинтеграции. Впереди ожидается еще много всего интересного, пообещал президент.
От мягкого, податливого, интеллигентного, склонного к самокопаниям и нуждающегося в советах человека, каким ранее воспринимался Ющенко, никто не ожидал демонстрируемой им жесткости, независимости и самостоятельности решений. Хотя сам он однажды сказал слова, которые можно воспринимать как ключ к разгадке его неожиданного стиля поведения: «Мое самое ценное ощущение – это когда я просыпаюсь утром и осознаю, что я никому ничего не должен. Это позволяет мне принимать решения, которые считаю верными и необходимыми. И после победы я буду просыпаться с таким же чувством. Я свободен в своем праве принимать решения в интересах народа Украины».
Это было сказано задолго до президентских выборов, когда слова о победе вызывали снисходительные улыбки. Теперь же Ющенко разработал свою методику достижения целей. И стало очевидным еще одно важное качество Ющенко – он умеет ставить цель и идти к ней, ситуативно подстраиваясь под тактику конкретного момента, но стратегически ни на шаг не отступая от задуманного и не сомневаясь в реалистичности собственных планов.
Жена президента
Только жена Ющенко Екатерина, отмечая, что предвыборная кампания и отравление сделали ее мужа более сильным и менее доверчивым человеком, все же говорит, что его характер мало изменился. Просто раньше о многих чертах никто не догадывался. «Виктор всегда был очень сильным и мудрым человеком. Но он очень хорошо воспитан, поэтому никогда не демонстрировал свой темперамент...» – сказала она в интервью газете «Украина молодая».
Мнение первой леди в данном случае особенно интересно, потому что даже ближайшие соратники Ющенко сетуют, что в последнее время президент искренен и откровенен, похоже, только с ней. Жена выполняет функции переводчика во время всех закрытых встреч президента с западными политиками (что гарантирует абсолютную конфиденциальность переговоров), ей же приписывают роль первого и главного советника Ющенко.
Екатерина Ющенко постоянно опровергает слухи о своем вмешательстве в политическую деятельность мужа, ссылаясь на то, что она занята исключительно воспитанием троих маленьких детей, шестилетней Софии, четырехлетней Христины и годовалого Тараса. Но очень многие политики на Украине считают, что президентские амбиции у Ющенко появились после женитьбы на Екатерине Чумаченко в середине 1990-х. «Представьте: она, конечно, была американкой, что для любого украинца уже много значит, она даже консультировала украинское правительство по каким-то там финансовым вопросам, – поясняет один из депутатов Верховной Рады. – Но кем она была у себя на родине? Незамужней дочерью бедных эмигрантов, вся жизнь которой строилась по принципу: доказать американцам, что я тоже человек не второго сорта? Только на Украине она могла так удачно выйти замуж и только здесь она смогла мечтать о большем...»
Жена Ющенко, словно в подтверждение этого мнения, однажды в беседе с журналистами вспомнила, как в 15 лет вынуждена была пойти работать официанткой, потом нянечкой, позже – чернорабочим в строительной бригаде. «Чтобы меня выучить, маме с отцом приходилось экономить на всем... У меня никогда не было дорогих нарядов...» – вспоминала она. Зато Екатерина Чумаченко хорошо защитила дипломы в двух университетах – Чикагском и Джорджтаунском.
На Украину она приехала в 1991 году в качестве главы фонда «Украина–США», о котором давно уже все забыли. Через пару лет она получила должность руководителя украинского представительства международной аудиторской компании KPMG. Именно в то время судьба свела ее с молодым и подающим большие надежды банкиром Ющенко: по пути на зарубежный финансовый форум их места в самолете оказались рядом.
Ющенко позже вспоминал, что нескольких часов полета ему хватило, чтобы влюбиться на всю жизнь. К тому времени у него было двое взрослых детей – дочь Виталина и сын Андрей от первого брака. Сейчас, кстати, все дети и внуки Ющенко живут вместе с ним в новой семье, а о первой жене вспоминать не принято. Абсолютно все представители окружения президента, ссылаясь на причины этического характера, считают невозможным и недопустимым обсуждение этой темы. «А вы знаете, что Екатерина Ющенко вот-вот получит украинское гражданство? Давайте лучше я вам об этом расскажу», – сказал один из соратников президента. Он, впрочем, не смог ответить на вопрос, какое гражданство у младших детей Ющенко.
И уж совсем в качестве сплетен в Киеве говорят, что президент живет за счет жены, собственных сбережений у него якобы практически нет. По крайне мере даже противники Ющенко в период предвыборной кампании так и не смогли найти компромат, связанный с какой-либо бизнес-деятельностью кандидата от оппозиции. А его пресс-секретарь, отвечая на вопрос о средствах, потраченных на лечение Ющенко после отравления, сказала, что у жены и представителей окружения достаточно денег.
«После смерти матери он ожесточится»
Украинского президента нельзя заподозрить в мечтах об американской жизни: похоже, Ющенко в душе до сих пор остался парнем из села Хоружевка Сумской области, где он родился 23 февраля 1954 года и где прожили всю жизнь его родители, учителя сельской школы.
Украинские телевизионщики-документалисты несколько лет назад сняли фильм о родине Ющенко. Мама известного политика жила в обычном сельском доме. Она пояснила журналистам, что ничего не хочет менять в жизни и что ее сыновья (у Ющенко есть старший брат Петр) любят возвращаться в детство – в дом, где та же мебель, посуда, еда, все, как было двадцать–тридцать лет назад. Ющенко действительно любит вспоминать истории из детства, рисуя живописные картинки традиций и уклада жизни обычного украинского села...
В обычной крестьянской одежде, с натруженными, почерневшими от работы руками, Варвара Ющенко устало говорила журналистам, что деятельность ее любимого сына – это ее личный тяжкий крест, ибо политика – дело страшное и грязное. После отравления Ющенко его мама слегла с инфарктом, провела четыре месяца в больнице. Она успела увидеть победу сына и инаугурацию нового президента. Варвара Ющенко умерла 31 января.
И это стало, пожалуй, самым болезненным ударом для украинского лидера, который, по словам его окружения, винит себя и обвиняет своих врагов в смерти матери. «Раньше я бы сказал, что после этой потери он уйдет в себя, замкнется, махнет на все рукой, что можно будет им помыкать. Теперь думаю, что Ющенко, наоборот, ожесточится и станет беспощадным. Он очень изменился», – сказал один из журналистов, хорошо знакомый с бывшим лидером украинской оппозиции.
Путь от колхозного бухгалтера до члена тайного элитного «клуба финансистов»
Учителя сельской школы, в которой когда-то учился украинский президент, помнят его как хорошего и прилежного мальчика с романтическим характером и без амбиций лидера. Последнее наблюдение полностью подтверждается тем, что после школы, в 1970 году, Ющенко по воле отца (которого он, как говорят, слушался беспрекословно) поступил в Тернопольский финансово-экономический институт на специальность «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве». Возможно, именно факультет научил Ющенко и терпению, и умению находить занятия для души: в студенческие годы он увлекся альпинизмом, рисованием, пчеловодством.
Сейчас украинский президент вспоминает, как часами рисовал и фотографировал пейзажи в Ивано-Франковской области, куда он по распределению поехал работать бухгалтером колхоза. За один год, с которым у Ющенко до сих пор связаны самые светлые воспоминания о юности, он на всю жизнь полюбил Западную Украину. Но уже в 1975 году он ушел в армию, а вернувшись, по настоянию родителей переехал на родину. С этого момента и началась карьера Ющенко как финансиста.
В конце 1970-х он начинал как простой экономист в отделении Госбанка СССР, а к 1986 году дорос до должности замначальника управления в украинском республиканском отделении Госбанка СССР и переехал на работу в Киев.
В 1987 году Ющенко перешел на работу в Агропромбанк, позже перерегистрированный скандально известный банк «Украина», в котором к тому моменту формировалась команда талантливых молодых финансистов под руководством Вадима Гетьмана, после провозглашения Украиной независимости возглавившего Нацбанк. «Гетьман формировал не просто команду, но свою партию, клан, если хотите. Каждый, кто в тот момент попал в эту особую касту, позже возглавили министерства, ведомства, банки...» – утверждает один из депутатов Верховной Рады.
Возможно, именно тогда Ющенко впервые почувствовал себя человеком, от которого может многое зависеть. Хотя никто не знает, понравилось ли молодому финансисту это чувство. Но достоверно известно, что именно с подачи и с рекомендациями Гетьмана Ющенко в апреле 1992 года стал первым заместителем и исполняющим обязанности председателя правления банка «Украина», а с января 1993 года – главой украинского Нацбанка. До 1999 года он успел ввести на Украине гривну, создать Государственную казну, построить Банкнотно-монетный двор. В 1997 году в рейтинге влиятельного финансового журнала Global Finance Виктор Ющенко входил в десятку лучших банкиров мира.
Фактом остается то, что для Ющенко Вадим Гетьман был другом, учителем, наставником и путеводной звездой. Этот влиятельный финансист и политик, лидер парламентской фракции и председатель биржевого комитета Украинской межбанковской валютной биржи был убит в 1998 году, за год до президентских выборов. Вскоре в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах погиб еще один близкий товарищ Ющенко по «клубу Гетьмана», зампредседателя Нацбанка Александр Веселовский.
Многие украинские политики до сих пор считают, что Ющенко не стал баллотироваться на пост президента, потому что тяжело переживал потерю друзей. И что воспринял их смерти как намек на то, что не стоит предпринимать попытку реализовать идею «группы финансистов» о соперничестве с Кучмой на выборах 1999 года. Хотя после фантастически удачно проведенной в 1996 году денежной реформы рейтинг популярности главного банкира страны был чрезвычайно высоким. И это давало ему шанс если не на простую победу, то на революционный приход к власти, как это случилось спустя пять лет.
Вкус политики
Журналисты никогда не любили брать интервью у Ющенко, потому что он говорил длинно, путанно, скучно и предельно неконкретно. Более-менее живой всегда была только та часть беседы, которая касалась непосредственно финансов и банковской деятельности. Ющенко мог часами рассказывать о преимуществах созданной им финансовой системы и особенностях введенных на Украине межбанковских расчетов.
Он всегда подчеркнуто дистанцировался от политики и политиков, а если затрагивал опасные темы, то комментировал их общими фразами. Даже вступив в 1996 году в создаваемую силовыми методами «партию бюрократии» (Народно-демократическую партию), Ющенко при первой же возможности приостановил в ней членство, сославшись на несовместимость партийной деятельности и работы в Нацбанке. После этого он всегда осторожно относился к членству в партиях. И только в этом году, победив на выборах президента, вдруг заявил о намерении создать свою партию «Наша Украина». Она, по идее, должна к следующим парламентским выборам прочно сцементировать ряды всех разношерстных политических образований, которые сгруппировались вокруг бывшего лидера оппозиции в период президентской предвыборной кампании.
Кучма, похоже, точнее всех представлял себе портрет Ющенко и ни на минуту не забывал ни об антипартийном демарше главного банкира страны, ни о том, что Ющенко, которого пестует и опекает Запад, может быть политически опасен. Но назначение в 1999 году молодого реформатора премьер-министром далось нелегко не только президенту Кучме, но и самому Ющенко. Официальному Киеву в тот момент остро нужна была помощь Запада, поскольку над Украиной нависла вполне реальная угроза дефолта. Ющенко, пользующийся доверием западных структур еще со времен успешной денежной реформы, смог убедить кредиторов реструктуризировать долги.
Сам Ющенко, как утверждают знающие его люди, как раз в тот период решил для себя отказаться от идеи политического роста и категорически не желал идти в правительство. По слухам, переубедила его (и помогла освоиться на новом месте) Юлия Тимошенко, с которой Ющенко пришлось работать в правительстве.
Считается, что их дуэт состоялся как раз в то время: экспрессивная Тимошенко удачно уравновешивала пассивного и медлительного Ющенко, а его профессионализм в финансовой сфере и склонность к точному просчитыванию результатов успешно совмещались с ее авантюризмом и знанием «теневых» экономических реалий.
Связку Ющенко–Тимошенко упрочил сам Кучма, окруживший двух руководителей правительства «своими людьми». К концу работы кабинета Ющенко скандалы в правительстве стали публичными, премьер-министр стал давать политические интервью, в которых открыто обвинял окружение Кучмы в саботаже реформ и противодействии правительству. В апреле 2001 года Кучма отправил правительство Ющенко в отставку, а уже через несколько месяцев на Украине грянул «кассетный скандал»...
«Любая война завершается переговорами»
Волну протеста против президента Кучмы в тот момент возглавила Юлия Тимошенко, создавшая позже Фронт национально спасения. Многие аналитики предрекали, что оппозиция объединится, добьется отставки президента и проведения досрочных выборов, победителем которых мог бы стать Ющенко. Тем более что за время работы в правительстве он стал еще популярнее, поскольку выплатил задолженности по зарплатам и пенсиям, а также на пару долларов увеличил социальные выплаты. Но Ющенко не просто отказался от подобной чести, он вообще отошел в сторону.
Когда сторонники Тимошенко вышли на улицы пол лозунгом «Кучму – геть!», Ющенко рассказывал журналистам о своих «сыновних чувствах» по отношению к президенту. «От меня вы неуважительных слов по отношению к президенту не услышите», – сказал он в одном из интервью.
Ющенко создал так называемый Форум демократических сил, который стал приглашать Кучму и его сторонников на мирные переговоры по урегулированию ситуации, и Тимошенко обвинила его в предательстве. «Любая война завершается переговорами, – пояснял тогда Ющенко. – То, о чем я говорю, для Украины романтичный, но честный сценарий. И признаю, что власть просто так «войти» в него не сможет. Если наша политическая сила предлагает начать диалог, а ее не слышат, то, рано или поздно, будет говорить улица».
Однако в 2001 году итогом противостояния президента и разрозненной оппозиции стал арест Тимошенко и война, объявленная олигархами лично Ющенко. Что, впрочем, не помешало его команде уже в 2002 году убедительно победить на парламентских выборах. Соратники утверждают, что именно та победа (как знак надежды народа не на десять разномастных партий, вошедших в блок Ющенко, но лично на лидера блока) заставила умеренного оппозиционера серьезно задуматься о президентском кресле.
И только к лету 2004 года лидеры украинской оппозиции, наученные горьким опытом, смогли преодолеть обиды и амбиции, чтобы объединиться. Правда, сейчас практически все политики в команде Ющенко в разное время и на разных должностях работали и при президенте Кучме. Фактически новый президент строит свою власть на обломках старой команды, почти каждый из членов которой ушел в оппозицию только после того, как сам Кучма указал им на дверь.
Совсем недавно в одном из интервью Ющенко с горечью признал: «Президентство Леонида Кучмы я бы оценил как десятилетие разочарований и несбывшихся надежд...» Возможно, часть вины за это чувствует и новый президент, привыкший слишком долго размышлять над вещами, которые требуют немедленной реакции, и позволяющий себе опаздывать в моменты, когда промедление непозволительно. Видимо, первые решительные, молниеносные и неожиданно радикальные действия Ющенко на посту президента частично объясняются его желанием как можно скорее наверстать упущенное по его вине. Хотя от привычки всюду и всегда опаздывать украинский президент отучиться, судя по всему, не в состоянии.
Киев