Три министра от двух депутатов
В противовес прежним коалициям во главе с лидерами Норвежской рабочей партии, т.е. социал-демократов, нынешнее правительство, пришедшее к власти после выборов осенью прошлого года, считается по местной классификации буржуазным. Необычен он и по структуре. Христианский демократ Бондевик, окончивший в свое время теологический факультет столичного университета, а позднее ринувшийся в политику, представляет лишь вторую "по весу" партию правоцентристской коалиции. Консерваторы, лидером которых является министр иностранных дел Ян Петерсен, имеют в стортинге значительно больше депутатов. Но перевешивает личная популярность Бондевика, который однажды уже был премьером в конце 1990-х годов. Удивителен и такой факт: в правительстве есть три министра от партии Венстре, представленной в парламенте всего двумя депутатами.
Но и с их помощью коалиция не имеет необходимого большинства. Поэтому она вынуждена искать поддержку у Партии прогресса. Последняя слывет националистической и популистской. Представитель "прогрессистов" Мортен Хеглунд, с которым мы познакомились при посещении внешнеполитического комитета стортинга, не согласен с таким "клеймом". Он говорит, что его партия в норвежском контексте, конечно, является правой, а в европейском - центристской и не имеет ничего общего, например, с национализмом АПС австрийца Хайдера.
Правительства меньшинства - нечто вроде национальной особенности норвежской политической жизни. Как сказал нам вице-президент стортинга от консервативной партии Хейре профессор Инге Леннинг, на этот счет в Осло уже накоплен двадцатилетний опыт. Обычно коалиция, не имеющая надежной парламентской базы, отражает неустойчивость общей политической ситуации. В Норвегии это не ощущается. И премьер, и его министры производят впечатление деятелей, сидящих в своих креслах довольно крепко.
Главное - преемственность
В практической политике правительство Бондевика не вывернуло наизнанку ничего из того, что было сделано предшественниками. Преемственность налицо, хотя во внутренней политике она не афишируется, а во внешней, что касается отношений с НАТО, ЕС, да и Россией, подразумевается сама собой.
В стране абсолютно рыночной экономики сохраняется весьма мощный государственный сектор.
- Правительство владеет контрольным пакетом акций 20 крупных компаний, но при этом прямо не вмешивается в их деятельность, - говорит министр торговли и промышленности Ансгар Габриэльсен. - Что же касается приватизации, то все компании, часть акций которых предлагается на продажу, зарегистрированы на бирже. Так что специальных аукционов проводить не требуется, биржа и есть аукцион.
Как у любой страны, в Норвегии есть свои проблемы и трудности. Но на фоне того кризиса, который испытывают сейчас государства ЕС, она, не будучи, впрочем, членом этого сообщества, выглядит почти безупречно. Если в странах ЕС безработица зашкаливает за 10%, то в этом скандинавском королевстве она не превышает 2%. В Норвегии обеспечивается экономический рост, высокая степень социальной защищенности населения.
В большинстве стран ЕС сейчас от социального пирога отщипывают кусок за куском, чтобы заткнуть бюджетные дыры. А здесь - бесплатные образование и медицина, пенсии по старости, эквивалентные зарплате квалифицированного промышленного рабочего, пособия на детей в размере, поощряющем рост рождаемости. Основные социальные блага финансируются из общественных фондов, наводящих на мысль о социализме. Правительство пока не трогает эти реалии, вошедшие в жизнь страны в десятилетия правления кабинетов норвежской социал-демократии.
Разумеется, Норвегия не отгораживается от ЕС, у нее имеется соглашение об участии в европейском экономическом пространстве, куда идет основная часть норвежского экспорта, прежде всего энергоносителей. Осло хотел бы улучшить условия для норвежской деятельности в рамках сообщества. Но вступать в него не спешит. Общественное мнение на этот счет расколото, но очевидное большинство норвежцев по-прежнему против "растворения" страны в Евросоюзе. К тому же сейчас неясно, к чему приведет его очередное, весьма крупное расширение. А Норвегия, как показала практика, способна строить свое благополучие и без прямого участия в ЕС.
Опора на сырьевые ресурсы
Одной из главных опор, на которых зиждется нынешнее норвежское благополучие, являются нефть и газ, открытые 30 лет тому назад на шельфе Северного и Норвежского морей. Нефтегазовой столицей страны числится Ставангер - на североморском побережье, омываемом теплым Гольфстримом. Там была возможность посетить Нефтяной директорат, который определяет развитие отрасли. Прежде всего он следит за строжайшим соблюдением требований экологии, которым в Норвегии уделяется первостепенное внимание везде и во всем.
- Содержимое недр, - говорит один из руководителей директората Стейнар Ньо, - является общенародной собственностью. А добыча нефти и газа ведется по лицензиям наряду с государственным "Статойлом" примерно двумя десятками частных компаний. Но для этой деятельности обязателен еще один принцип. Он состоит в том, чтобы использование богатств шельфа "шло на пользу всему обществу". Нефть и газ обеспечивают ныне более 45% экспорта страны, почти четвертую часть ВНП, около трети доходов госбюджета и более 20% инвестиций, не говоря уже о десятках тысяч рабочих мест.
Зависимость от экспорта нефти и газа, а также мировых цен на эти виды энергии одинаково присуща Норвегии и России и одинаково волнует обе страны. Поэтому в Осло тоже внимательно следят за тем, чем обернется кризис вокруг Ирака. В условиях нынешней турбулентности, - говорил при встрече министр нефти и энергетики Эйнар Стеенснес, - очень трудно делать прогнозы на длительный период. Но он допускает, что и при военной развязке цены на нефть после первоначального падения стабилизируются где-нибудь на уровне 20-22 доллара за баррель.
Норвежцы исходят из того, что нефть и газ послужат их благу еще долго. Но не беспредельно. Подсчитано, что нефти хватит еще на 50 лет, а газа на 80-100. В отличие от нас рачительные норвежцы заранее страхуют себя и будущие поколения на отдаленный случай опустошения используемых недр. Часть доходов от экспорта энергоносителей откладывается в специальный фонд, на счетах которого уже накоплено около 78 млрд. долларов. Одновременно норвежцы активно предлагают свою современную и перспективную технологию (а кое-где и долевое участие в добыче нефти и газа) во многих странах мира, включая Россию.
Если говорить об энергоносителях, то в российско-норвежские отношения вторгаются элементы конкуренции. Обе страны являются основными поставщиками нефти и особенно (наряду с Алжиром) природного газа в Европу. Правда, российские объемы добычи и экспорта энергоносителей на порядки выше, чем норвежские. Но скандинавская страна собирается наращивать продажу природного газа на европейском направлении. Впрочем, серьезного конкурентного столкновения с Россией на этом общем плацдарме в Норвегии не предвидят. Как можно было слышать в Осло и Ставангере, европейские потребности в энергоносителях растут столь быстро, что "место найдется всем".
В ожидании российского лидера
В связи с ожидаемым визитом в Норвегию российского президента Владимира Путина здесь рассчитывают на интенсификацию двустороннего партнерства. С этой целью готовится ряд соглашений. Визит, конечно, подходящий на то повод. Но дело прежде всего в том, что самые разные и в том числе новые обстоятельства - от координации мер по противодействию терроризму до необходимости урегулировать наконец имеющиеся спорные вопросы и поиска новых сфер совместного приложения сил и средств во благо обеих стран - объективно подталкивают Москву и Осло к углублению взаимного сотрудничества.
Не все тут, однако, просто. Уже многие десятилетия "висит" проблема российско-норвежского разграничения в Баренцевом море. Оно всегда было богато рыбными ресурсами, а с недавних пор речь идет об обнаруженных на его шельфе нефтегазовых слоях, годных для промышленной добычи. Норвежцы претендуют на большой район, который находится в пределах российских границ. Там столкнулись интересы двух соседних стран, и привести их к общему знаменателю пока не удается. Но в Осло полагают, что это можно было бы сделать на основе организации совместной деятельности в сей "серой зоне".
В остальном норвежцы всячески подчеркивают заинтересованность в развитии самых разных дел с Россией. Товарооборот между нашими странами растет.
С 1995 по 2001 год, - говорит министр торговли и экономики Ансгар Габриельсен, - он удвоился, причем российский экспорт увеличился на 65%. В этом году взаимная торговля может достичь в денежном выражении уровня 1,2 миллиарда долларов.
Ряд здешних предприятий и фирм уже вложили часть капитала в совместные проекты.
Осло-Москва