0
1308
Газета Концепции Интернет-версия

05.11.1999 00:00:00

C декларативностью покончить не удалось


ОТРАДНО, что в опубликованном проекте военной доктрины в конечном счете удалось избавиться от некоторых ранее превалировавших крайних точек зрения и прийти к более обоснованным выводам по таким кардинальным вопросам, как приверженность России к оборонительному характеру военной доктрины, к более взвешенным установкам о возможности применения ядерного оружия и некоторым другим.

Можно согласиться с классификацией войн. Справедливо подчеркивается, что оборона страны должна соответствовать не экономическим возможностям, а интересам обеспечения ее военной безопасности.

По названным параметрам опубликованный вариант военной доктрины позитивно отличается от тех проектов, которые многократно рассылались заинтересованным организациям в последние 2-3 года. Основная беда предыдущих проектов состояла в том, что документ, который предстоит объявить своему народу и миру, пытались составлять в крайне узком кругу недостаточно компетентных людей с ограниченными полномочиями, в отрыве от военно-научного сообщества и от офицерского состава вузов, войск и флотов.

В последнем проекте военной доктрины некоторые предложения были учтены. Нельзя не видеть, что в опубликованном варианте в ряде разделов использованы формулировки и положения, которые содержались в проекте военной доктрины, разработанной АВН, в предложениях ряда военачальников и военных ученых. Это обстоятельство можно было бы только приветствовать. Но на официальных совещаниях, посвященных рассмотрению доктринальных вопросов, в интервью генерал-полковника Валерия Манилова "Красной Звезде" об этом даже не упоминается. И дело не только в элементарной справедливости. Как говорил в свое время Михаил Фрунзе, военную доктрину нельзя навязывать сверху, она должна прорастать из толщи армейской и флотской жизни, емко и наиболее полно отражать проблемы и задачи Вооруженных сил и всей оборонной сферы.

В связи с этим несколько разочаровывает характер начавшейся дискуссии в "Красной Звезде", где публикуются в основном одобрительные отзывы с рассуждениями довольно общего порядка, не затрагивая коренных проблемных вопросов военной доктрины. Для того чтобы дать возможность высказывать независимые суждения и создать условия для объективного и разностороннего обсуждения целесообразно подключить более широкий круг специалистов разного профиля и развернуть дискуссию в различных газетах и журналах в первую очередь на страницах такого авторитетного издания, как "НВО".

Если мы хотим получить соответствующую своему назначению военную доктрину, то на последующем этапе ее основные вопросы следовало бы рассматривать и обсуждать на более высоком уровне - на уровне кабинета министров и начальника Генерального штаба.

Ряд положений опубликованного варианта проекта вызывает возражения и требует уточнения.

Самый большой его недостаток состоит в том, что он носит чрезмерно декларативный характер и изобилует бессмысленной фразеологией. Во введении сказано, что военная доктрина "опирается на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на выводы из системного анализа содержания и характера современных войн и конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства".

Подобное можно писать в рецензии или отзыве на документ, но к конкретному содержанию военной доктрины оно никакого отношения не имеет. Весь этот набор слов лишен элементарного смысла. Почему военная доктрина опирается на "комплексную оценку" состояния военно-политической обстановки и "системный анализ" содержания и характера войн? Известно, что комплексный и системный подход это далеко не одно и то же. Причем превосходные оценки, которые авторы проекта дают своему документу, совершенно не соответствуют его действительному содержанию.

Вместо четкого определения военных угроз мы имеем примитивный пересказ военно-политической обстановки. Мельком говорится об угрозах, осуществляемых политико-дипломатическими, информационными, экономическими средствами, но практически все сводится лишь к угрозам чисто военного характера.

В п.1.7. указывается, что главная цель военной безопасности достигается только путем поддержания военной мощи и ничего не говорится о политико-дипломатических, информационных и других невоенных средствах.

Не определяются задачи государственных органов и согласованные меры по предотвращению конфликтов и противодействию угрозам, осуществляемым невоенными средствами. Больше того, вся оборонная безопасность сведена лишь к военной безопасности, хотя общепризнанным является, что оборона страны, в который участвует весь народ, более широкое понятие, чем военная безопасность.

Кстати, во время одного из научных совещаний по обсуждению военной доктрины предлагалось вообще этот документ называть не военной доктриной, а "Доктриной оборонной безопасности". Генерал армии Гареев с этим согласился, но в своей статье в "Красной Звезде" (22.10.99 г.) он этот вопрос почему-то обошел.

Тревожит и то, что важнейшие положения военной доктрины лишь провозглашаются и никаких конкретных мер для их реализации не предусматривается.

Для всех очевидны многообразие и сложность оборонных задач, стоящих перед Россией. Вместе с тем не является секретом состояние Вооруженных сил и внутренних войск. Для разгрома двух-трех банд Басаева приходится собирать личный состав и оружие со всей страны. На поле боя направляются не сплоченные подразделения и части, поскольку не всех солдат можно направлять в зону конфликта и формируются подразделения наспех.

Но в военной доктрине нет ответа на то, как дальше вести военное строительство, чтобы преодолеть эти негативные моменты и чтобы наша "военная организация" была способна выполнять более серьезные задачи, которые могут возникнуть.

Оборонная промышленность, как и экономика страны в целом, на грани полного развала, начальник вооружения Минобороны заявляет, что военное ведомство не может приобрести ни одного танка, самолета, все, что производится, идет за рубеж, попадает в Чечню и к другим потенциальным противникам. В концепции национальной безопасности дан довольно острый анализ некоторым из этих кризисных явлений.

В проекте же военной доктрины эти назревшие проблемы строительства и подготовки ВС и других войск даже не обозначены, не говоря уже о том, что не намечаются пути или хотя бы направленность усилий по их разрешению. Такие отвлеченные положения, как "совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы", никого ни к чему не обязывают и поэтому останутся бесполезными лозунгами.

Авторы ставят себе в заслугу, что найдено такое понятие, как "военная организация". Напрашивается введение новой должности - Верховный главнокомандующий "военной организацией". Звучит довольно нелепо. Правильнее было бы исходить из того, что в ВС страны входят военные формирования всех ведомств. Да, это не совсем согласуется с Конституцией РФ, но в ней нет и "военной организации". Когда-то была допущена ошибка и ее надо исправлять, а не уходить от проблемы путем создания новых терминов.

Весьма примитивен подход к определению "основных принципов обеспечения военной безопасности" (п.1.9.). Указанные принципы "централизованного руководства", "эффективности прогнозирования" угроз, "достаточности" сил и "их рационального использования" и др. не раскрывают специфику военной безопасности и могут быть отнесены к любой сфере управленческой деятельности. Это относится и к принципам строительства и подготовки ВС и военной организации (п.1.26., 1.28.).

В задачах обеспечения "военной безопасности" в военное время говорится не об отражении, а о "пресечении агрессии".

При определении задач оперативно-стратегическим объединениям совсем упущены из виду флоты.

В проекте военной доктрины слабо разработаны также ее "военно-стратегические основы". Характер современных войн и конфликтов, по существу, не раскрывается, не упоминаются антитеррористические операции. Вообще этот раздел изложен в отрыве от первой и третьей частей военной доктрины. Необоснованной является характеристика начального периода войны (п.2.6.). Выходит, что "началом" войны все и заканчивается и другие ее периоды не просматриваются. В п.2.17. задачей Вооруженных сил и других войск ставится "эффективное и твердое руководство" войсками. Но это не задача, а требование к управлению. Или "полное и качественное выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной готовности". Здесь, как и в ряде других пунктов, проскальзывает чисто канцелярский подход: вместо требования о систематической боевой учебе все сводится к выполнению планов. Но существующие планы не предусматривают полноценной подготовки Вооруженных сил. Так что их формальное выполнение мало что дает.

Примечательно, что в п.2.18. при отражении агрессии Вооруженным силам ставится задача - "ведение стратегических операций", в п.2.20. (во внутренних вооруженных конфликтах) - "разгром... вооруженных формирований".

В проекте военной доктрины хотя бы даже в общих чертах не обозначена направленность такого процесса строительства и подготовки Вооруженных сил, как воинское обучение и воспитание личного состава.

А что касается раздела "военно-экономические основы", то он носит настолько расплывчатый и отвлеченный характер, что невозможно сделать каких-либо конкретных критических замечаний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
843
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
1083
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
1401
Пять книг недели

Пять книг недели

0
810

Другие новости