0
1778
Газета Концепции Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

Шестой вариант


b>

ВАЛЕРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ, что нового в нынешнем проекте военной доктрины (ВД)?

- Это фундаментальный, обоснованный и целостный документ, в котором изложены военно-политические позиции России по ключевым проблемам современности. В нем даны качественно новые оценка и прогноз военно-политической обстановки (ВПО) в мире. Дана новая классификация военных угроз РФ. Сформулированы и сведены воедино принципиальные позиции в обеспечении военной безопасности как общегосударственной задачи (в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны). Также впервые системно изложены единые цели, принципы, приоритеты и направления строительства и подготовки военной организации страны как целостного государственного организма. Были жестко сформулированы принципы в вопросе о применении ядерного оружия. Впервые изложены выводы, сделанные на основе анализа характера современных войн и вооруженных конфликтов, дана их классификация, приведены общие и специфические черты, сформулированы основы применения и основные задачи ВС и других войск, а также цели и основные задачи военно-экономического обеспечения и международного военного и военно-технического сотрудничества. Как документ переходного периода, насыщенного противоречиями, неопределенностью, рисками, новыми вызовами безопасности, военная доктрина позволяет, на мой взгляд, сфокусировать внимание на главных, ключевых вопросах, от решения которых прежде всего зависит обеспечение военной безопасности РФ. В то же время ВД представляет собой достаточно гибкую, динамичную структуру, восприимчивую к возможным изменениям ВПО. Достигнутая в документе степень обобщений, формулировок, определенность акцентов, метод постатейного, фиксированного раскрытия содержания основных доктринальных положений дает возможность развивать, конкретизировать, развертывать их в последующих документах по военному строительству.

- А какие основные угрозы определены в проекте военной доктрины?

- Нами сделан вывод, с которым согласились все участники обсуждения документа, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников в традиционных формах предотвращается проведением активного внешнеполитического курса, поддержанием на достаточном уровне военного потенциала, в том числе и потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем возможные внешние и внутренние угрозы, в том числе крупномасштабные, военной безопасности РФ и ее союзников сохраняются, а на ряде направлений усиливаются.

В сфере внешних факторов - это имеющиеся у ряда государств территориальные претензии к нашей стране, попытки вмешаться во внутренние дела РФ, наличие близ наших границ очагов вооруженных конфликтов, группировок войск, расширение военных блоков и так далее. Внутренние угрозы - это попытки насильственного свержения конституционного строя, противоправная деятельность экстремистов, попытки дезорганизации органов государственной власти, незаконные вооруженные формирования, оргпреступность и тому подобное.

- В проекте есть раздел о военной реформе?

- Раздела нет, но положения, характеризующие ее суть, есть. А суть нынешней военной реформы - в оптимизации всех силовых структур, консолидации военного потенциала страны, в единой военной организации. Это и подчеркнуто в доктрине.

До самого последнего этапа разработки проекта ВД (впрочем, и при разработке других документов - Замысла, Концепции военной реформы) мы испытывали подчас упорное противодействие. Сейчас практически все противоречия преодолены. Пришли, как говорится, к общему знаменателю в понимании общих задач обеспечения военной безопасности России.

- Нельзя ли коротко охарактеризовать, условно говоря, методологию разработки военной доктрины?

- В процессе разработки того или иного доктринального положения проводились исследования, в том числе с использованием методов математического моделирования. Нередко приходилось создавать собственные методики, потому что других попросту не было. Сложнейшая задача - разработка системы критериев оценки военно-политической обстановки, выявление первичных признаков возникновения и развития военных угроз, принципов оперативно-стратегического и технико-экономического обоснования комплексных задач военной организации государства, всех ее компонентов. Скажем, характеристику основного содержания военно-политической ситуации можно было сделать только на основе четкого уяснения конкретных параметров ситуации. Это во-первых.

Во-вторых, классифицировать военные угрозы можно только на основе их системной оценки, четкого выяснения их внутренней иерархии.

В-третьих, задачи, связанные с обеспечением военной безопасности, необходимо было определить путем совмещения двух главных векторов - объективных потребностей обеспечения военной безопасности и реальных возможностей страны. Это также сделано в военной доктрине.

В-четвертых, необходима была высокая степень предвидения развития общества и военной организации, чтобы определить основные направления развития материального и духовного потенциалов, органичное сопряжение которых только и может гарантировать военную безопасность. Все вышеизложенные четыре пункта отражены в военной доктрине. В ней, в частности, подчеркнута критически важная взаимосвязь высокого престижа военной службы, достойного социального статуса военнослужащих с защитой национальных интересов и безопасности РФ.

- Вы сказали, что квалифицировали угрозы, определили их иерархию. Что это означает?

- Имеется в виду, что угроза не сразу становится таковой. Сначала появляется вызов безопасности. Если он не парируется, то эволюционирует в стадию риска. В этом случае всегда встает вопрос: будет ли обеспечен баланс стабильности или нет? Если нет, то риск переходит в стадию опасности. И если опасность не локализуется, то она перерастает в угрозу как таковую.

- А кем разработан проект военной доктрины?

- Эту работу возглавил большой коллектив межведомственной комиссии из представителей 14 министерств и ведомств, наших военных научно-исследовательских институтов, военных академий, ведущих управлений Минобороны и Генштаба. Кроме них в разработке документа приняли участие ученые РАН, АВН, РАЕН, другие исследовательские и научно-исследовательские организации и учреждения. На последнем этапе в работе над текстом приняли участие известные военачальники, в том числе маршалы Советского Союза Соколов, Петров, Куликов и другие.

- Решение о разработке проекта новой военной доктрины принял бывший Совет обороны еще осенью 1996 года. Почему так долго готовился документ?

- Объективных условий, требующих разработки нового документа по сравнению с тем, что уже было определено в "Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" 1993 года, тогда явно недоставало.

Военно-политическая ситуация отличалась неопределенностью. Решался вопрос о расширении НАТО. Мы стремились не допустить этого, старались наладить равноправные, партнерские отношения с блоком. От этого во многом зависела конфигурация системы европейской, да и мировой безопасности. Тогда только начала проявляться деструктивная тенденция к утверждению миропорядка во главе с одной сверхдержавой и при опоре на подавляющую военную силу НАТО.

К сожалению, воспрепятствовать расширению Североатлантического альянса не удалось. Мы попытались минимизировать негативные последствия такого расширения с помощью Основополагающего акта Россия-НАТО. Вы знаете, что из этого получилось: агрессия США и НАТО против Югославии. Формы и способы принятия политического решения на этот счет за спиной у России расставили, что называется, точки над "i". США и Североатлантический союз действовали вне зоны ответственности блока, вопреки собственному уставу, в нарушение всей системы общепризнанных норм и принципов международного права, без санкции ООН.

Все это рельефно определило новое качественное состояние военно-политической ситуации и основные тенденции ее развития, а также содержание основного набора современных военных угроз.

С другой, так сказать внутренней, стороны, также не было достаточно оснований для формирования принципиально новых по сравнению с положениями военной доктрины 1993 года. Продолжался экономический и социальный кризис. До второй половины 1997 года не удавалось сдвинуть с мертвой точки военную реформу. Реально только в июне 1997 года президентом был утвержден Замысел реформирования ВС. Это был своего рода рубикон. Военная реформа из сферы риторики перешла в практическую плоскость. Через месяц после утверждения Замысла была принята Концепция строительства Вооруженных сил на период до 2005 года. Это программный документ, на основании которого развернулось широкомасштабное количественно-качественное преобразование структуры, состава Вооруженных сил, сокращение их штатной численности. Потребовался год, чтобы разработать, согласовать и утвердить "Основы (концепцию) государственной политики Российской Федерации по военному строительству". В этом документе впервые удалось достичь определенности в решении вопросов оптимизации, консолидации военной организации государства.

- Сколько вариантов военной доктрины было подготовлено?

- До проекта военной доктрины, который сейчас рассматривается, было как минимум пять вариантов. Первый был подготовлен в начале 1997 года. После этого разрабатывались варианты, имеющие различную структуру, архитектонику глав и разделов, систему положений и установок. Дата создания последнего варианта - август этого года. Министру обороны проект ВД был представлен в начале сентября. 14 сентября в Минобороны состоялся научно-практический семинар руководящего состава ВС РФ. Затем доработанный с учетом обсуждения проект был внесен 29 сентября на расширенное заседание коллегии Минобороны. Коллегия одобрила проект и решила создать редакционную комиссию под председательством министра обороны; в нее вошли министры: иностранных дел, экономики, внутренних дел, а также директор ФПС и другие руководители, представители Совета безопасности, администрации президента и аппарата правительства. 14 и 20 октября состоялись два заседания редакционной комиссии. Их результатом стало одобрение доработанного проекта. Предложения, высказанные в ходе обсуждения, в ближайшее время будут реализованы.

- Как идет публичное обсуждение проекта?

- После опубликования проекта военной доктрины 9 октября буквально на второй день начали поступать отклики, некоторые из которых опубликованы в средствах массовой информации, но большая их часть приходит в Генштаб по почте и другим каналам. Все они самым внимательным образом изучаются, предложения и рекомендации систематизируются, подвергаются экспертизе и в случае положительной оценки реализуются в прямом или интегральном виде.

- Почему отклики идут в Генштаб, да и межведомственная комиссия была создана и работала под вашим руководством. Не означает ли это ведомственный подход?

- Нет, конечно. Работа эта общегосударственная, и комиссия является межведомственной. Возглавляет ее Генштаб, потому что это определено Законом "Об обороне".

- Сейчас разрабатывается новая редакция Концепции национальной безопасности (КНБ). Новая военная доктрина будет принята раньше?

- Я думаю, что алгоритм здесь должен быть такой. Сначала должна быть утверждена Концепция, а потом ВД. Можно сделать это одновременно. Содержание Концепции национальной безопасности и военной доктрины полностью соответствуют друг другу. В ВД положения КНБ конкретизируются, детализируются, рассматриваются более подробно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Михаил Сергеев

В металлургии и горнодобывающем секторе доминируют негативные изменения

0
606
Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Екатерина Трифонова

Минюст поддерживает продолжение подконтрольной монополизации

0
549
Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На региональном управлении сказался изменившийся баланс внутривластных групп

0
652
Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Ольга Соловьева

Низкий спрос на сырье в Китае может потребовать дополнительного сокращения квот

0
628

Другие новости