0
3297
Газета Содружество Интернет-версия

13.02.2012 00:00:00

Молодежный оркестр СНГ как ответ предубеждениям взрослых

Тэги: снг, оркестр, спиваков


снг, оркестр, спиваков С годами Спиваков смягчился: в его оркестре появились женщины.
Фото предоставлено пресс-службой МФГС

О том, зачем один из лучших скрипачей мира, дирижер, создатель двух оркестров – «Виртуозы Москвы» и Национального филармонического оркестра России Владимир СПИВАКОВ возглавил еще и Молодежный симфонический оркестр СНГ и отправился с ним по миру, он рассказал в интервью корреспонденту «НГ» Антону САМАРИНУ.

– Владимир Теодорович, зачем вам, музыканту, загруженному сверх всякой меры, еще и Молодежный симфонический оркестр СНГ?

– С молодыми легко и непредсказуемо. Они другие. У нас уже понимания больше, а надежды меньше. Как сказал философ Фрэнсис Бэкон: «Надежда хороша на завтрак, но не на ужин». У них в глазах надежд много. Это для меня питание, подзарядка моим севшим батареям. Смотришь, как они жадно все впитывают и не замечают трудностей, и понимаешь: да, им легче, а мне – рядом с ними. Между прочим, в Древней Греции философы уверяли, что самые значительные познания они получили от своих учеников.

– И чему они вас научили, если вы сами признаетесь, что не знаете оркестрантов даже по именам?

– Имена очень трудные. Айсулык, например, слышали? Башкирское. Фамилий тоже не знаю. А если во время репетиций вижу, что явно молодой человек или девушка по-русски не понимают, мне этого от них и не надо. Я их всех в лицо знаю. По глазам пою.

– Вы и во взрослый Национальный филармонический оркестр включаете детей из своего Международного благотворительного фонда. Почему?

– Я давно живу с ощущением, что мы должны прислушиваться к ним. Они чисты, в их сердцах нет ненависти. Если все мы являемся образом и подобием Творца, то образ этот мы, взрослые, немилосердно унизили. Он жив в детях. Нам, чтобы оставаться людьми, надо у них учиться сохранять в себе этот образ. У меня в обоих оркестрах много учеников из моего фонда. Тот же трубач Кирилл Солдатов с 17 лет – первый трубач Национального филармонического оркестра России. Небывалый случай. Он у меня в фонде с девяти лет. Мы его посылали на курсы Мориса Андре, выдающегося французского трубача. Это чтобы поднять уровень, когда есть талант. А еще, когда я послушал Сашу Гаврилюка, украинского пианиста, живущего то в Австралии, то в Германии – дома, к сожалению, его талант никому не нужен, – я сразу понял, что ему надо помогать расти. Другого пути ни в жизни, ни в искусстве нет.

– На культуре часто экономят. Должно ли искусство приносить доход или хотя бы самоокупаться, чтобы совсем не занять узкую нишу для избранных?

– В Италии, не самой богатой стране, на культуру государство выделяет в три раза больше средств, чем в России. Не требуя отдачи или прибыли. Так же поступают Англия, Канада и даже США, которые трудно упрекнуть в том, что они не умеют считать деньги. Не хватает и не будет хватать денег всем во все времена. Во все века искусство не приносило прибыли и не встраивалось в доходные отрасли экономики, как ни пытались это сделать не самые глупые люди. В итоге они приходили к пониманию, что то, что приносит доход, перерождается в масскульт или шоу-бизнес. А искусством, сохраняющим душу, остается то, на что человек не пожалел отщипнуть от своих материальных потребностей. Просто для этого полезно вспомнить, что мы призваны «не править, а служить».

– «Виртуозы» всегда были построены по принципу Герберта фон Караяна: «ни одной юбки в оркестре». Не было у вас желания опробовать эту модель и на Молодежном симфоническом оркестре СНГ?

– С годами я смягчился. Кстати, сегодня у «Виртуозов» появились женщины, хотя сами «Виртуозы» этого категорически не хотели. Тосканини как-то заметил: «Если женщина красива, то она мешает работе оркестра, если она уродлива, то мешает мне». Но молодежный оркестр без девушек – это как птица без одного крыла. Мне вообще кажется, что культура творчества Молодежного оркестра СНГ – достойный ответ духовным вызовам нового времени и всяким прочим предубеждениям взрослых. У Достоевского, помните – «красота спасет мир». Но кто-то должен спасать красоту. Вот и нужно помогать молодым дарованиям, которые способны спасти эту красоту. И уже не важно, что у одного музыканта в душе больше Моцарта, у другого – Сальери. Мир-то многолик. Как музыка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1620
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1393
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1259
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
887

Другие новости