Роза Айтматова: "Был бы здесь Чингиз, ему бы понравилось".
Фото Сергея Авдуевского
II Иссык-кульский молодежный форум интеллектуалов стран СНГ, прошедший на родине его отца-основателя Чингиза Айтматова, с 2012 года станет ежегодным. И от прорывных идей он переходит к их осуществлению – систематизации этих идей в законы, научные проекты и гуманитарные программы, которые будут кропотливо строить общее культурное, образовательное и гуманитарное пространство стран Содружества.
За день до открытия II Иссык-кульского молодежного форума интеллектуалов в курортную Чолпон-Ату (Кыргызстан) приехала Роза Айтматова. У сестры великого писателя глаза почти всегда светились. Но женщина их, полные слез, прятала. В национальном центре «Рух Ордо» она присела на скамейку у памятника Чингизу Айтматову. Оглядывая пять выстроенных по кругу храмов, словно реинкарнацию знаменитой «Плахи», – буддийский, иудейский, католический, православный и мусульманский, развернутых входами к изумрудным водам высокогорного Иссык-Куля, она задумчиво заметила:
– Был бы здесь Чингиз, ему бы понравилось, но – не судьба.
Еще в 1986 году Чингиз Айтматов основал знаменитый Иссык-кульский форум – первое в СССР эпохи перестройки неформальное объединение выдающихся мыслителей современности. Тот единственный форум стал духовным прорывом эпохи, но, как и писатель, остался непонятым. Тогда многие поступки и мысли Айтматова современникам казались спорными, а теперь воспринимаются пророческими. «Новое поколение должно влиться в глобализацию, но нельзя забывать свои корни». Это аж 1986 года изречение Айтматова, тогда почти незамеченное, сегодня стало лейтмотивом сначала I, 2009 года, а теперь и II Иссык-кульского молодежного форума интеллектуалов «Молодежь СНГ – многообразие культур, толерантность, согласие», посвященного памяти писателя.
Гуру интеллектуалов сформулировал тренды будущего: как освоиться в эпоху глобализации и не потерять свои корни; как развивать нацию, не принижая соседей; как оставаться человеком в эпоху культа денег и высоких технологий. А 73 молодых интеллектуала из 11 стран Содружества – социологи, культурологи, врачи, историки, дипломаты и студенты ведущих вузов своих стран, которые завтра станут их элитой, приехали на родину Айтматова, чтобы им выстраданные тезисы со временем превратить в реальность.
Открывали форум две женщины. Роза Айтматова зачитала отрывок из незаконченных записок писателя, в котором он размышлял о том, «как важно миру, как семье, – научиться жить по отдельности, но при этом оставаться вместе».
А первая в Средней Азии женщина-президент (форум проходил в августе 2011 года), глава Кыргызстана Роза Отунбаева – подхватила располагающую к общению тональность.
– Мы все родом из СССР, из тех тесных связей – образовательных, культурных, исторических, которые на евразийском пространстве нас держали в одной стране более 100 лет, – сказала Роза Отунбаева. – Это наша история, которую мы должны понять, не прерывать и нести дальше.
Сразу несколько проектов внедрения толерантности и межнационального согласия предложили молодые ученые из Кыргызстана, Молдовы и России. Тезисы «Модели международного опыта построения межкультурного и межэтнического диалога» социологов из Бишкека Асель и Есенжана Абубакировых вызвали самые жаркие споры.
– Мы исходим из того, что политика мультикультурализма провалилась, – говорит Абубакиров, – а политика советской интеграции, которая во многом крепилась на русификации национальных окраин, изжила себя с распадом СССР. Однако в такой чувствительной сфере некие революционные инициативы еще опаснее существующих кризисных моделей. Поэтому нас заинтересовала новая американская модель интеркультурности, которая крепится на положительном багаже мультикультурализма и советской интеграции.
– Политика отгораживания вместо интеграции, как в ЕС, была бы самоубийственной для стран Содружества и их лидера по приему мигрантов – России, – считает Александр Продан, научный сотрудник НИИ культурного наследия Академии наук Молдовы. – Россия, позже Европы и США вступившая на путь привлечения мигрантов в качестве новой рабочей силы, да не обидятся на меня россияне, болеет всеми межнациональными язвами. Но, с одной стороны, у страны и СНГ есть временной ресурс – ее осваивают преимущественно русскоязычные мигранты.
Как считает Продан, история дает странам СНГ временной люфт и шанс для достижения межнационального согласия и гармоничного соседства. Молдова, с его точки зрения, шаги навстречу соседям сделала. Маленькая страна дала статус автономии Гагаузии – общине турок-христиан, живущих на юге республики. А когда и.о. президента Молдовы Михай Гимпу попытался законодательно понизить статус русского языка как языка межнационального общения в Молдове, в полный рост на защиту русского языка встало гражданское общество.
– И хотя молдавское общество зрелым не назовешь, – говорит студент Михай Чеботар из Кишинева, – мы акциями протеста и общественной экспертизой смогли не допустить принятия сегрегационных законов и отстояли свое право говорить по-русски. А вместе с ним – право оставаться полноправными партнерами Содружества. Поэтому мы вправе ждать ответных встречных шагов от наших соседей по СНГ. Прежде всего в поисках модели дружеского сосуществования.
– Но мы должны понимать, – говорит Давид Саргсян, глава Союза молодых ученых Армении, – чтобы мир стал толерантнее, мы должны не только слушать, но и услышать друг друга. Наверное, все же гармония соседства – в противоположностях. Но такая терпимость друг к другу требует терпения.
Объявление Розы Отунбаевой превратить Иссык-кульский молодежный форум интеллектуалов СНГ в ежегодное состязание умов прозвучало как шанс. На то, что встречаются ведь не просто «мозги», а будущие лидеры стран СНГ. И если они поймут друг друга и договорятся, как говорят в Иссык-Куле, «на берегу», то исчезнет много проблем современного мира.