0
108724

31.05.2023 19:18:00

Заменит ли общественно полезная деятельность предмет "Технология"

Идея об уроках труда красива, но не выдержит испытания реалиями современной школы

Тэги: законопроект, общественно полезный труд, урок труда, фгос, технология, мнение


законопроект, общественно полезный труд, урок труда, фгос, технология, мнение Уроки труда и домоводства в СССР были в высокой степени практикоориентированными. Фото РИА Новости

Законопроект, который предлагает обязать школьников участвовать в общественно полезном труде, внесен в Госдуму РФ. Документ, как это отмечается в сопроводительной записке, призван скорректировать понятие «воспитание», дополнив его «составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам».

«Данным законом мы предлагаем рассматривать ученика не как наблюдателя за трудом других, а как созидателя», – пояснила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Депутат хочет, чтобы уже в школе было сформировано чувство личной причастности к какому-то делу и ответственности за его результат. Пусть и в виде простых бытовых навыков, таких как умение навести порядок и чистоту в классе и школе.

Вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо, заявляет депутат, это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. «Урок труда должен так и называться «Урок труда» и предполагать именно формирование понятных, простых навыков, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, в профессии», – цитирует Ольгу Казакову РИА Новости.

Напомним, что, согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС), в любой школе вне зависимости от региона должен быть предмет «Технология». Он призван сформировать объективное представление о современном рынке труда и помочь детям освоить прикладные умения, которые будут полезными при выборе любой профессии.

Действующая редакция ФГОСов предполагает, что современная школа может свободно определять как содержание таких учебных курсов, так и количество часов, отведенных на их изучение. В основном школы призывают ориентироваться на те запросы, которые есть у учеников их региона. Так что школы сегодня вольны в выборе – где-то нанотехнологии изучают, а где-то рассаду высаживают.

Кстати, а что предусматривали уроки труда, которые были в СССР? Возьмем за образец учебник «Трудовое обучение» за 1988 год для ученика средней общеобразовательной школы. Что проходили на уроках ученики во всех школах страны? Темы уроков для мальчиков выглядят так: обработка древесины; устройство столярного станка; разметка деталей; работа ножовкой; строгание; сверление; соединение деталей на гвоздях, шурупах и на клею; выжигание по дереву; работа с листовым металлом; графическое изображение деталей и т.д. Следующий раздел посвящен электротехническим работам, где дан ликбез, включающий изучение электрических цепей и оснащение рабочего места и т.д.

Занятия у мальчиков вел штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная – со всеми станками. Самые необходимые навыки для дома!

Девочкам тот учебник предлагал такие темы занятий: свойства тканей; машинные работы; устройство швейной машины; подготовка швейной машины к работе: обработка швов; изготовление косынок и фартуков; ремонт одежды и т.д. В раздел «Домоводство» входила также обработка пищи и ее приготовление, в том числе квашение и соление овощей. Напомним – это учебник для 4-го класса.

Что имеет в виду депутат Казакова, призывая вернуть уроки труда сегодня? Ручной труд? А он нужен?

С одной стороны, да. Это нонсенс, когда современные девочки порой не умеют вдеть нитку в иголку или что-то вырезать ножницами. С другой стороны, современные дети ходят на занятия по робототехнике, медиатехнологии, информационным технологиям, прикладным технологиям в сфере креативных индустрий и т.д.

Тренд года – школа, где создана среда, в которой встречаются классические и современные технологии, вторят депутатам эксперты из Агентства развития профессий и навыков. И прогнозируют, что в будущем остро востребованы будут люди с навыками ручного труда – помимо навыков работы с информационными технологиями.

Только вот придется вспомнить, что сегодня в массовой школе действуют правила безопасности и жесткие санитарно-эпидемиологические нормы. Сегодня невозможно в школе установить варочные плиты для уроков домоводства, не согласовав все это с пожарной инспекцией. А как быть с аллергиями детей на различные продукты и вещества? А потенциальный вред от орудий школьного труда? Схватка учителей с родителями, случись даже самая пустячная рана, будет жесткой.

Вот и остается вопрос: точно и ли нужны уроки труда, раз на их пути стоит столько препятствий? А ведь перечислены далеко не все проблемы.



Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1669
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1988
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1633
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
3349

Другие новости