0
12409

19.12.2019 16:06:00

«Адмирал Кузнецов» – в ремонт или «на иголки»?


Фото сайта mil.ru

Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов опроверг сообщения СМИ о том, что сумма ущерба, причиненного в результате возгорания на авианосце «Адмирал Кузнецов» равна стоимости самого крейсера. «Информация некоторых СМИ о том, что сумма ущерба, причиненного в результате возгорания на тяжелом авинесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» якобы равна стоимости самого корабля, полностью не соответствует действительности», – сказал сегодня Рахманов.

«Критических повреждений крейсер не получил, так как оборудование, находившееся в отсеке, где произошло возгорание, в ходе проводимого капитального ремонта было уже демонтировано в связи с заменой на новое, которое сейчас поступило на завод, – сказал он. – Таким образом, произошедшее не окажет существенного влияния на бюджет и сроки ремонта крейсера».

В четверг газета «Коммерсант» написала со ссылкой в штабе Северного флота, что сумма ущерба, нанесённая пожаром крейсеру, может достигать 95 млрд рублей. «Сегодня такой корабль с учетом срока службы, износа и без вооружения стоит около 110 млрд рублей – практически столько же, во сколько оценивается ущерб. «Оглашенная сумма вызвала большое возмущение у командования ВМФ», – отметил источник издания.

12 декабря на авианосце «Адмирал Кузнецов», который ремонтируют на заводе в Мурманске, произошел пожар. По предварительным данным, пожар возник в ходе сварочных работ. Его тушили сутки. В результате пожара погибли два человека, пострадали еще 14.

У экспертов разные точки зрения. Одни полагают, что авианосец морально и технически устарел, поэтому нет смысла тратить средства на его ремонт. Мол, нужно строить новые авианосцы, соответствующие современным требованиям. Проектирование и строительство нового авианосца оценивается в 400 млрд рублей. Но никаких решений на это счет как не было, так и нет. Видимо, потому что и денет таких в бюджете нет. Хотя проекты (эскизные, как правило), имеются. И даже демонстрируются на выставках.

Пустить «Кузю» (так на флоте ласково называют авианосец) «на иголки» тоже денег стоит. Но, конечно же, это не 100 миллиардов. Проблема в другом. Как пишет портал «Свободная пресса», если тяжелый авианесущий крейсер пустить «под нож», придет конец палубной авиации России.

«Палубная авиация ВМФ РФ сегодня состоит, напомню, из двух отдельных истребительных авиаполков Северного флота  – 279-го (на самолетах Су-25УТГ, Су-27УБ и Су-33) и воссозданного в декабре 2015 года 100-го авиаполка на истребителях МиГ-29К, – пишет эксперт портала Сергей Ищенко. – Полноценно заниматься боевой подготовкой их летчики способны только при наличии способного выходить в море авианосца. Во время его ремонта хоть как-то поддерживать навыки взлета и посадки на палубу помогают тренажеры НИТКА в Крыму и в Ейске. Но  – с большой долей условности. Настоящую работу в океане тренажеры заменить не в состоянии».

«На всю России нынче и так осталось всего семь боевых летчиков, способных взлетать в палубы и садиться на нее! На целых два полка! А подниматься в воздух по ночам с авианосца даже и те разучились! – отмечает Ищенко. – А теперь давайте вспомним «крайний» (пусть и не самый удачный поход «Кузи» к берегам Сирии) в ноябре 2016  – январе 2017 годов (по официальным данным, «Адмирал Кузнецов» потерял во время похода два палубных истребителя. Аварии произошли при заходе на посадку, летчики катапультировались. – «НГ»). Тогда, по сообщению командования российской группировки в этой стране, за два месяца боевых действий с борта авианосца летчики морской авиации России выполнили 420 боевых вылетов. Из них 117  – именно ночью».

И далее: «Мне неизвестно, сколько пилотов-палубников тогда у нас было в Средиземном море. Но точно  – существенно больше, чем семь. Иначе бы они столько не налетали. И точно многие из них умели в ту пору выполнять задачи в кромешной тьме. Всего за полтора года ремонта крейсера все эти навыки потеряны. Если авианосец спишут  – навыки будут потеряны безвозвратно. А одновременно завершится и недолгая история палубной авиации ВМФ России. Тогда, если мы все же решим строить давно обещанный новый авианосец (типа «Шторм» или любой другой), все придется начинать сызнова. Снова гробить самолеты и летчиков, чтобы научиться тому, что давно умели».

P.S. «Отправить на иголки» – исключить корабль из состава флота и отправить на завод для разделки и резки (значит, в отстой). Как пишет автор книги «Словарь морского жаргона» Николай Каланов, со времен Петра Первого в приказах по морскому ведомству писали – «Списать такой-то корабль на дрова». Когда появились железные корабли их стали списывать «на иголки». Кстати, когда появились паровозы, про них стали говорить – «порезать на гвозди».

В 1834 году, когда в военном флоте не было еще ни одного металлического корабля и к самой идее металлического судостроения относились с недоверием, в России Александрийский литейный завод спустил на воду корабль, целиком сделанный из металла. Это была первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Через четыре года её списали. Наверно, с тех пор и пошли корабли «на иголки». Почему выражение «на иголки» прижилось у моряков? Здесь примечательная для русского языка аллюзия и игра слов. Есть выражение «на иголки» – значит, шутливо, дать (получать) деньги на мелкие покупки, расходы. «Здесь небольшая сумма от меня вам на иголки (Тургенев, «Несчастная»). Корабли отправляли «на иголки» не моряки – а сухопутные-зелёные и делали они это со злорадным удовольствием – «так, мол, вам, морякам и надо».

Получается, для моряков выражение «на иголки» становится ещё обиднее. Отправить мощные боевые корабли «на иголки» – т.е. сделать из них безделицу (что-то незначительное и не важное), которая годится только «на иголки» – мелкие расходы. А чтобы ещё больше обидеть-уколоть моряков, говорят – «пустить на патефонные иголки» – т.е. на звук, болтовню, пшик.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1009
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
924
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1707
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
775

Другие новости