0
10787

02.07.2019 18:48:00

Трагедия на флоте. 14 моряков погибли на борту глубоководного аппарата

Тэги: флот, вмф, батискаф, подлодка, авария, катастрофа

Информация обновлена. 22:45 02.07.2019

флот, вмф, батискаф, подлодка, авария, катастрофа На фото лодка-носитель БС-136 "Оренбург" пр.09786 с атомной глубоководной станцией АС-12 "Лошарик" пр.10831 в ходе экспедиции ходе экспедиции "Севморгео-2012". Фото из официального отчета экспедиции

Четырнадцать моряков-подводников ВМФ России погибли при пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате, сообщили в Минобороны РФ. «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения», – заявили в Минобороны РФ.

По данным военного ведомства, глубоководный аппарат находится в военно-морской базе Североморск. На данный момент очаг возгорания ликвидирован, сказали в Минобороны. «Причины произошедшего устанавливаются. Расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом», – добавили в ведомстве. Что это был за аппарат, не сообщается.

В связи с трагедией на Северном флоте Владимир Путин отменил участие в форуме «Реки России» и в ближайшее время встретится с министром обороны Сергеем Шойгу. Об этом сегодня сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Президент действительно решил отменить свое участие в форуме», – так Песков ответил на вопрос, связана ли отмена посещения президентом форума в Тверской области с трагедией на глубоководном аппарате.

Последний раз ЧП с глубоководным аппаратом ВМФ России произошло в августе 2005 года. Тогда спасти экипаж (семь человек) обитаемого подводного аппарата АС-28 на Камчатке, который запутался в рыболовецких сетях, удалось только с помощью английских военных моряков и их спасательной технике. В 2008 году из-за повреждений батискафа «Мир-2» (к ВМФ он не имеет отношения) было приостановлено проведение широко разрекламированной экспедиции на озере Байкал (см. "НГ". Как стало известно, при спуске на воду в штормовых условиях батискаф столкнулся с базовой плавучей платформой.

Расследование вчерашней трагедии находится на контроле у главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова. Поможет ли это выяснить все обстоятельства трагедии – не ясно. На флоте предпочитают наказывать невиновных и поощрять непричастных (см. "НГ"). 

Скорее всего, речь идет о глубоководном аппарате «Русь» или его модернизированной версии «Консул». Это первый глубоководный аппарат третьего поколения, построенный в России. Ему – «Руси» - долгое время принадлежал рекорд по погружению среди российских аппаратов. Он смог опуститься на 6180 метров. Аппарат принадлежит ВМФ РФ и предназначен для проведения исследований и подводных работ. Он может выполнять подводные технические работы с помощью манипуляторного устройства, обследовать подводные сооружения и объекты, доставлять на грунт или поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг. Кроме того, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально со скоростью до 3 узлов.

На его борту находятся: гидроакустический комплекс с антенными устройствами, специализированный манипуляторный комплекс, забортная телекамера в прочном боксе, станция звукоподводной связи. Аппарат оборудован надежной системой безопасности. Впервые в мире предусмотрен отстрел нижней части аппарата при его аварийном прилипании к илу или грунту дна.

Российские специалисты разработали модернизированную версию аппарата, который получил название «Консул» от слов «конкреции сульфида». Хоть аппарат и схож с батискафом проекта «Русь» по основным характеристикам, но предназначен для проведения геолого-геофизических исследований морского шельфа. «Консул» 14 мая 2011 года смог опуститься на глубину 6270 м. Батиметрия - измерение глубин водных объектов с помощью специального оборудования.

Судя по всему, батискаф принадлежит войсковой части № 45707 – это один из наиболее засекреченных военных объектов РФ. Часть подчинена Главному управлению глубоководных исследований Минобороны РФ (ГУГИ). Она отвечает за испытания и эксплуатацию атомных глубоководных станций. По неофициальным данным, гидронавты занимаются разведывательной деятельностью – прослушивают кабели связи, устанавливают датчики движения, а также собирают с морского дна обломки кораблей, самолётов и спутников. 

Гидронавты участвуют в испытаниях и занимаются эксплуатацией глубоководных технических средств, готовят специалистов по обслуживанию этой техники. Также ведётся научно-исследовательская работа по изучению функционирования организма человека в различных условиях глубоководного погружения. Вся информация о деятельности гидронавтов является секретной. По сведениям бывшего гидронавта Владимира Ашика, как сообщает Википедия, «задачей его коллег был сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъём со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий».

Впрочем, как утверждает РБК, аппарат, на котором в результате пожара погибли 14 моряков-подводников, является глубоководной атомной подводной лодкой АС-12, известной как «Лошарик». Об этом изданию сообщил источник в силовых структурах сообщает принадлежащее Григорию Березкину издание РБК. По его данным, при ЧП погиб штатный экипаж спускаемого аппарата. 

АС-12 состоит из нескольких титановых сфер, соединенных между собой. Подлодка может погружаться на глубину до шести тысяч метров и развивать под водой скорость до 30 узлов. Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, она имеет длину 79 метров, ширину 7 метров, а ее полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Свое название «Лошарик» получил в честь героя советского мультфильма – лошадки из шариков.

Экипаж «Лошарика», по неподтвержденным данным, – около 25 человек. Моряков срочной службы на таком объекте быть не может по определению. То есть все – профессионалы (офицеры или контрактники). Если погибли 14 человек, то, получается, остальные смогли поднять лодку на поверхность. Есть и другой вариант: моряки, получив смертельную дозу угарного газа, все-таки успели отработать всплытие.

Как сообщил Владимир Путин, среди погибших - семь капитанов первого ранга, два Героя России.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


28 минут между Нижним и Казанью

28 минут между Нижним и Казанью

Ольга Рычкова

На Южном речном вокзале Москвы состоялась презентация книги Алексея Иванова «Речфлот»

0
458
Когда памятник становится очагом скандала

Когда памятник становится очагом скандала

Валерий Мастеров

Смоленская трагедия по-прежнему разъединяет поляков

0
2201
Баварского главу правительства сравнили с королем

Баварского главу правительства сравнили с королем

Олег Никифоров

Визит Маркуса Зёдера в Китай вызвал раздражение в Берлине

0
2233
Тяжелая неделя марта принесла людские и материальные потери

Тяжелая неделя марта принесла людские и материальные потери

Михаил Сергеев

0
4926

Другие новости