Фото Cuneyt Karadag/Anadolu Agency/Getty Images
Немецкий канцлер Ангела Меркель отправляется с визитом в США. Ее будет сопровождать вице-канцлер Олаф Шольц, занимающийся в кабинете министров вопросами финансов.
Обращает на себя внимание, что эта первая после вступления в четвертое канцлерство поездка Меркель за океан носит рабочий характер и продлится всего один день. До нее в Белом доме с «пышным трехдневным государственным визитом», как пишет газета Berliner Morgenpost, побывал французский президент Эмманюэль Макрон. Правда, перед этим он заехал в Берлин, где обсудил с Меркель в том числе и свою встречу с президентом США Дональдом Трампом. Но тем не менее Макрон постарался представить свой визит в США как успех в плане укрепления личных контактов с Трампом. Газета отмечает, что поездкой Меркель завершается «европейская неделя» Белого дома.
Из-за столь скромной (в отличие от Макрона) организационной стороны поездки канцлера возникает несколько вопросов, и связаны они с предшествующей ей публикацией в американской Wall Street Journal. В ней раскрыты детали предстоящих переговоров Меркель в Белом доме. Газета отмечала, что «руководство Германии, мол, хочет, чтобы администрация Трампа освободила немецкие компании от новых жестких американских санкций в отношении России». Помимо обеспокоенности по поводу санкций Меркель намерена предупредить Трампа о возможных экономических последствиях американской торговой политики.
В ответ на мое обращение по поводу подлинности подобных планов Меркель в Вашингтоне во влиятельном Восточном комитете германской промышленности – предпринимательском союзе, курирующем в том числе и деятельность немецких фирм в России, – сказали, что данная публикация похожа на правду. Известно, что бизнес призывает правительство ФРГ оказать воздействие на США в пользу смягчения позиции или даже сделать для немецких фирм специальную оговорку, чтобы они не стали жертвами ухудшающихся российско-американских отношений. Известно, что ведущие концерны Германии ведут дела как с конкретными российскими лицами, так и с фирмами, которые оказались под американскими санкциями.
Правда, в письменном ответе на соответствующий запрос «НГ» от Федерального ведомства по печати за подписью руководителя службы Йоханнеса Пеппинга лишь приводятся слова Меркель, которые она произнесла во время встречи в Берлине с Макроном. Она сказала: «Трансатлантическое партнерство для нас является важным, даже если имеются различия во мнениях. Для меня это будет одна из первых поездок, которые я совершу после повторного избрания на пост канцлера. И это для меня настоящая потребность. Мы живем во времена, когда имеются различия во мнениях, и, разумеется, мы будем эти различия обсуждать». Канцлер вновь подчеркнула, что Трансатлантическое партнерство ввиду многих недемократических явлений в мире «представляет собой большую ценность, которую я намерена поддерживать и сохранять».
Итак, вывод, который можно сделать из подобного заявления, заключается в том, что между американским и германским подходами к существующим проблемам (можно допустить, что в их числе и санкции) действительно имеются различия. Но эти различия не должны мешать самому главному в в немецкой политике – трансатлантическому сотрудничеству. Можно допустить, что проблема санкций заботит германское правительство. Но с учетом сложных отношений между Меркель и Трампом (в пользу этого свидетельствует тот факт, что, по данным немецкого информационного агентства N-tv, с октября 2017 года по апрель нынешнего не состоялось ни одного телефонного разговора между канцлером и американским президентом) эту тему немецкие власти пытаются не акцентировать. Правда, отсутствие телефонных переговоров с Вашингтоном в этот период можно было бы также объяснить неясностью положения самой Меркель в плане утверждения ее канцлером.
В любом случае пока Трансатлантическое партнерство явно довлеет над канцлером. В пользу этого свидетельствуют результаты последней встречи министров иностранных дел «большой семерки» в Торонто, в которой участвовал и глава МИД ФРГ Хайко Маас. На ней была еще раз подтверждена консолидированная санкционная политика ведущих промышленно развитых стран мира в отношении России. В складывающихся условиях скорее всего немецкому канцлеру трудно будет оспаривать в Вашингтоне принятые США меры. Но, по сути дела, за это несет ответственность именно немецкий бизнес, который после 2014 года согласился с утверждением Меркель, что политика имеет приоритет над экономикой. Теперь немецким предпринимателям приходится пожинать плоды своей былой опрометчивости.
комментарии(0)