0
3797

25.01.2018 00:01:00

Пермская трагедия как ответ на агрессию общества

Почему к насилию склонны дети из внешне благополучных семей

Тэги: пермь, школа, насилие, преступление, подростки, агрессия, психология


пермь, школа, насилие, преступление, подростки, агрессия, психология В этой пермской школе в результате резни, устроенной двумя подростками, пострадали 12 человек. Фото Reuters

Губернатор Пермского края Максим Решетников направил в адрес президента России Владимира Путина представление к награде учителя средней образовательной школы № 127 Наталии Шагулиной. Глава региона предложил наградить учителя медалью «За отвагу». До этого события сетевое сообщество распространило петицию с требованием присвоить учительнице звание Героя России. По мнению пользователей Сети, подписавших петицию, учительница повела себя как настоящий герой.

Кратко напомним. В результате резни, которую устроили 15 января 2017 года в пермской школе №127 два подростка, госпитализированы 12 человек в состоянии разной степени тяжести. Как печальное правило – события такого рода не обходятся «без кругов на воде». И вслед за пермской трагедией случились еще две, да еще и в малый промежуток времени.

Сначала трагический инцидент произошел 17 января в школе поселка Смольное Сосновского района Челябинской области. Во время конфликта на перемене один из девятиклассников ударил ножом другого. Следственные органы возбудили уголовное дело по факту ножевого ранения ученика. А 19 января в поселке Сосновый Бор в Улан-Удэ ученик 9-го класса напал с топором на семиклассников, а затем поджег класс коктейлем Молотова. Там тоже были ранены дети и учительница. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних).

Будет ли дана оценка действиям педагогов в Улан-Удэ и последующая общественная благодарность, пока неизвестно. Ясно одно, профессия «учитель» превратилась на наших глазах в профессию, связанную с повышенным риском для жизни. И при этом неблагодарную. Потому что назавтра, после «отрезвления», все те же родители, самоорганизовавшись, обрушатся с гневными инвективами на школу. И хором, на повышенных тонах, будут говорить, что из нее ушло воспитание, его место заняла подготовка к ЕГЭ, и поэтому мы пожинаем то, что посеяли. Вернее, не посеяли.

В свою очередь, школа тоже не останется в долгу и напомнит, что вся тяжесть детских проступков лежит на родительской совести. Потому что родил – это не значит передал на хранение государству, а сам занимаешься личной жизнью. Родительство – это пожизненно и личностно ответственно. А если не знаешь этого, сам виноват.

Как только случилась трагедия в Перми и еще не было в публичном пространстве никаких точных сведений о родителях юных преступников, кроме тех, что дети не из маргинальных семей, моя знакомая психолог сказала: «Хотя бы один из нападавших скорее всего пережил развод родителей. И, наверное, родители не сумели сохранить хорошие отношения. Мальчик вырос в непроходящей материнской ненависти к бывшему мужу. Внешне, это дети из благополучной семьи. На самом деле – дети из зоны риска».

Проходит какое-то время. И вот мы уже слушаем интервью отца мальчика, который рассказывает, что у него нет желания встречаться с сыном-преступником. Он оставил эту семью много лет назад, у него другая семья.

Мой коллега-мужчина возражает психологу: «И что? Отец вообще относится к родительству иначе, нежели мать. И не надо обвинять его в черствости. И потом, разве только отцы бросают своих детей? Разве дети не менее часто забывают своих отцов? Причем во вполне сознательном возрасте». А в научном журнале «Демографическое обозрение» я читаю, что распад брака с общими детьми сильнее психологически бьет по мужчинам, нежели по женщинам. Бывшие партнеры по-разному переживают крах семьи. Женщины очень остро чувствуют падение уровня жизни. Основной добытчик, как правило, муж, и после развода жена с ребенком теряют существенную долю доходов. Матерям приходится подрабатывать или искать более тяжелую, но высокооплачиваемую работу.

Мужчины после распада брака острее переживают прежде всего психологическую драму. И приходят они в себя позже женщин. Это бы знать слабой половине, выносящей бывшим свой приговор и делающим ребенка разменной монетой в кровавой битве. Не делайте! Он уже добит и так. Лучше займитесь своим ребенком. И социологи также предупреждают, что родительские драмы действительно острее всего переживают дети 13–16 лет.

В животном мире подростки – это бросовая часть общества. Их жизнь никому в стае не интересна и… не ценна. Поэтому «группирование» их – это биологическая реакция на агрессию общества. И в человеческом обществе все так же, напоминает нам психолог Катерина Мурашова, чьи лекции не мешало бы послушать родителям тинейджеров.

Кстати, мы живем в то удивительное время, когда университетские лекции благодаря онлайн-ресурсам становятся открытыми. И лекция Катерины Мурашовой «Великолепные подростки», выложенная для общего доступа, очень даже в помощь тем, кто действительно желает разобраться, возможна ли коррекция нарушений в переходный период от детства к юности.

Поэтому пермскую учительницу, защитившую, жертвуя своим здоровьем и жизнью, своих учеников, конечно, наградить. А вот родителей – за парты.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Ирина Осинцова

Написать список своих достижений в 30 пунктов оказалось нелегкой задачей

0
745
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1455
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
4259
Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

Коррупционное мышление как естественно-научный феномен

Низами Мамедов

Биопсихические качества Homo sapiens не исчезают с усилением в нем социальных качеств

0
7693

Другие новости