Навести в Балтийске по-настоящему флотский порядок властям не удается. Фото Антона Ефимова
Очередная смена власти в Балтийске – появление на посту и.о. сити-менеджера выходца из администрации Калининграда Сергея Мельникова (см. «НГ» от 20.03.17) – вновь привлекла внимание к большому числу проблем, связанных со столицей Балтийского флота. Областное Министерство экологии, по словам его и.о. руководителя Юрия Шитикова, направляет в Верховный суд иск о возвращении в Лесной фонд 17 га прибрежного леса, который власти Балтийска уже успели разделить на 13 участков под застройку. Общественные слушания, утвердившие это решение, Шитиков назвал издевательством. С подобной оценкой солидарна и областная прокуратура, под давлением которой муниципалитет отменил итоги обсуждения.
Пока власти разбираются с последствиями выхода застройщиков в прибрежную зону Балтийска, жители страдают от застарелых и новых бед. Четвертый по величине город Калининградской области давно известен плохим состоянием коммунальной инфраструктуры. Здесь самые высокие расценки в регионе на центральное теплоснабжение и горячую воду. Это объясняется тем, что в Балтийске используют солярку и уголь. Проблему могла бы решить газовая котельная, но для нее нет топлива: хотя газопровод до Балтийска доведен, без возведения станции увеличения давления перевести город на новый вид энергоресурсов невозможно.
Еще одной сложностью, с которой приходится сталкиваться жителям Балтийска, является состояние шоссе, связывающего город с Калининградом. Из-за регулярных аварий местные автолюбители называют эту трассу дорогой смерти. В нынешнем году обильные осадки оказали особенно сильное воздействие на дорожное покрытие. Шоссе в многочисленных выбоинах, на нескольких участках асфальт практически разрушен.
Областное правительство признает необходимость срочного ремонта Балтийского шоссе. На эти цели в текущем году предполагается направить значительную часть из 1,2 млрд руб., дополнительно выделенных из федерального, регионального и муниципального бюджетов на приведение в порядок трасс, соединяющих между собой населенные пункты области. Приступить к ремонту пока невозможно, так как дорожное полотно шоссе перенасыщено влагой. От избытка воды страдает и сам Балтийск – например, неудовлетворительное состояние дренажной системы привело к тому, что городской стадион местами превратился чуть ли не в открытый бассейн.
Одной из немногих положительных новостей для основной базы Балтийского флота стало возобновление строительства нового военного городка, замороженное несколько лет назад. Недавно сданы в эксплуатацию четыре многоэтажки под служебное жилье для офицеров бригады морской пехоты. К концу года ожидается возведение еще такого же числа новых домов. Это позволит обеспечить квартирами 660 семей морпехов и военных моряков.
Главной же проблемой Балтийска по-прежнему остается его статус. С одной стороны, это основная база старейшего флота страны, который из-за международной ситуации вынужденно возвращается к подзабытой роли военного инструмента. После 1945 года Балтийский флот был «яслями» для подготовки военморов, выпущенных из стен училищ и тихой предпенсионной «гаванью» для будущих отставников. Теперь актуализирована задача использования мелководной Балтики для развертывания в ее акватории флотилий небольших кораблей, являющихся носителями крылатых ракет. Под эти цели происходит реанимация или создание с нуля соответствующей инфраструктуры, включающей в себя необходимое авиационное, сухопутное и морское прикрытие районов базирования ракетных «малышей».
С другой стороны, прямо за стенами казарм и прочих военных объектов расположен крупный по калининградским меркам населенный пункт с совершенно абсурдной моделью экономического развития и катастрофическим состоянием социально-коммунальной инфраструктуры. Сколько-нибудь крупных гражданских хозяйственных объектов здесь нет и быть по определению не должно. Как в связи с необходимостью первоочередного предоставления территории под военные нужды, так и в свете нерациональности размещения предприятий в зоне потенциального первого удара вероятного противника.
Военно-морской флот, в советское время тянувший на себе груз социального развития Балтийска, в новых условиях от этого кошмара освобожден. Но равноценной по возможностям гражданской альтернативы такому «буксиру» за 26 лет найти так и не удалось. Причем создается впечатление, что никто особо и не занимается этой проблемой, регулярно откладывая ее на неопределенный срок. К сожалению, городское сообщество в силу несоразмерно большой доли сегодняшних и вчерашних военных в его составе особой активности не проявляет. Вот и остается балтийцам лишь надеяться на приход вместе с новым сити-менеджером калининградских варягов, которые рискнут взяться за развязывание тугого узла накопившихся проблем.