0
20074

10.02.2017 00:01:00

Гибридное партийное самоуправление

Тэги: местное самоуправление, муниципалитеты, мсу, единая россия, некоммерческие организации, нко, вячеслав володин


местное самоуправление, муниципалитеты, мсу, единая россия, некоммерческие организации, нко, вячеслав володин На фото встреча Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина (второй слева) с представителями социально-ориентированных некоммерческих организаций, патриотических клубов и поисковых движений в Волгограде. Фото Анна Исакова\Фотослужба Государственной Думы.

Местное самоуправление (МСУ) в России может быть заменено на гибридное, сочетающее в себе формальные институты муниципального представительства, систему партийных проектов единороссов и разветвленную сеть некоммерческих организаций (НКО). Затеянная федеральными властями в конце нулевых годов муниципальная реформа сегодня вылилась в фактическую ликвидацию МСУ.

Напомним, сначала архитекторы реформы добились отмены прямых и всеобщих выборов мэров городов. В итоге руководство муниципалитетами оказалось в руках неэффективных сити-менеджеров, зависимых от депутатов местных дум и региональных администраций. Затем губернаторы при поддержке заксобраний субъектов Федерации инициировали изъятие значительной части полномочий у органов МСУ в пользу региональных властей. Вместе с полномочиями на региональный уровень были переданы и бюджетные ресурсы, за счет которых существовали органы местного самоуправления. В итоге фактически сегодня от системы МСУ остались формальные институты (депутатские представительства, местные администрации), не имеющие необходимого бюджетного сопровождения, с предельно ограниченными полномочиями.

Такая реформа МСУ (а на самом деле банальная передача денег и административных рычагов на губернаторский уровень) привела к еще более стремительной деградации сельских поселений и малых городов, к криминализации местных властей, резкому снижению эффективности муниципального управления. В итоге федеральные и региональные чиновники оказались перед угрозой управленческого коллапса на самом низовом уровне власти, наиболее близком для обывателей-избирателей, но неспособном в силу собственной деградации заниматься социальной политикой и благоустройством территорий. Очевидно, что одним из последствий деградации системы МСУ стало устойчивое снижение явки на последних национальных и региональных выборах – жители поселений и городков потеряли интерес к избранию представителей власти, поскольку это никак не сказывается на улучшении их жизни.

В преддверии президентских выборов 2018 года федеральные политики и чиновники, судя по всему, попытаются решить проблему, которую сами и создали неуклюжим муниципальным реформированием. Однако вместо возвращения к доказавшей свою эффективность модели сильного местного самоуправления и прямыми выборами мэров архитекторы российской внутренней политики, похоже, делают ставку на сооружение гибридной модели управления муниципалитетами.

Как можно понять из сигналов, посланных Владимиром Путиным в декабре прошлого года, Дмитрием Медведевым и Вячеславом Володиным в конце января и начале февраля, Кремль намерен форсировать развитие и поддержку некоммерческих организаций (НКО), специализирующихся на оказании различных услуг населению. Тот же Володин во время своего визита в Волгоград 2 февраля на специальной встрече с руководителями местных НКО призывал их активнее участвовать в конкурсах на исполнение госуслуг, тем самым приобретая дополнительное бюджетное финансирование.

За этой внезапной заботой о благополучии НКО на самом деле скрывается очевидный и весьма практичный расчет – создать альтернативу развалившейся муниципальной системе, переложив через аутсорсинг ее функционал на общественные организации, не занимающиеся политической деятельностью и борьбой за власть. Эти многочисленные и разрозненные НКО, подсаженные на точечное бюджетное финансирование, должны будут стать важным элементом создаваемой властью новой модели гибридного местного самоуправления.

Вторым элементом этой модели, очевидно, станут партийные проекты «Единой России» – правящей партии, влияющей на распределение бюджетных средств и этим выгодно отличающейся от всех остальных политических организаций. После январского съезда ЕР, где партийные проекты были названы важным элементом государственной политики, уже очевидно их превращение в ключевой механизм управления социально-экономической реальностью. И прежде всего это касается муниципального уровня. Кстати, о вероятной смычке партийных проектов единороссов и функционала НКО также уже заявлено. В ходе февральского визита в Волгоград заместитель секретаря генсовета ЕР Ольга Баталина обсуждала с местными общественниками как раз вопросы взаимодействия с властями и партией власти. И в качестве одного из «эффективных механизмов» такой совместной деятельности были названы партийные проекты ЕР.

Таким образом, новая гибридная модель МСУ, сохраняя формальные муниципальные представительские институты (думы и администрации поселений), фактически будет управляться партийной бюрократией единороссов – через партийные проекты ЕР и взятые на бюджетный буксир НКО. Это, возможно, поможет как-то выправить незавидное положение с эффективностью муниципальной власти к 2018 году, но уж точно не обеспечит возвращение к сильному в политическом отношении местному самоуправлению.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1392
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1583
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1687
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3969

Другие новости