На фото встреча Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина (второй слева) с представителями социально-ориентированных некоммерческих организаций, патриотических клубов и поисковых движений в Волгограде. Фото Анна Исакова\Фотослужба Государственной Думы.
Местное самоуправление (МСУ) в России может быть заменено на гибридное, сочетающее в себе формальные институты муниципального представительства, систему партийных проектов единороссов и разветвленную сеть некоммерческих организаций (НКО). Затеянная федеральными властями в конце нулевых годов муниципальная реформа сегодня вылилась в фактическую ликвидацию МСУ.
Напомним, сначала архитекторы реформы добились отмены прямых и всеобщих выборов мэров городов. В итоге руководство муниципалитетами оказалось в руках неэффективных сити-менеджеров, зависимых от депутатов местных дум и региональных администраций. Затем губернаторы при поддержке заксобраний субъектов Федерации инициировали изъятие значительной части полномочий у органов МСУ в пользу региональных властей. Вместе с полномочиями на региональный уровень были переданы и бюджетные ресурсы, за счет которых существовали органы местного самоуправления. В итоге фактически сегодня от системы МСУ остались формальные институты (депутатские представительства, местные администрации), не имеющие необходимого бюджетного сопровождения, с предельно ограниченными полномочиями.
Такая реформа МСУ (а на самом деле банальная передача денег и административных рычагов на губернаторский уровень) привела к еще более стремительной деградации сельских поселений и малых городов, к криминализации местных властей, резкому снижению эффективности муниципального управления. В итоге федеральные и региональные чиновники оказались перед угрозой управленческого коллапса на самом низовом уровне власти, наиболее близком для обывателей-избирателей, но неспособном в силу собственной деградации заниматься социальной политикой и благоустройством территорий. Очевидно, что одним из последствий деградации системы МСУ стало устойчивое снижение явки на последних национальных и региональных выборах – жители поселений и городков потеряли интерес к избранию представителей власти, поскольку это никак не сказывается на улучшении их жизни.
В преддверии президентских выборов 2018 года федеральные политики и чиновники, судя по всему, попытаются решить проблему, которую сами и создали неуклюжим муниципальным реформированием. Однако вместо возвращения к доказавшей свою эффективность модели сильного местного самоуправления и прямыми выборами мэров архитекторы российской внутренней политики, похоже, делают ставку на сооружение гибридной модели управления муниципалитетами.
Как можно понять из сигналов, посланных Владимиром Путиным в декабре прошлого года, Дмитрием Медведевым и Вячеславом Володиным в конце января и начале февраля, Кремль намерен форсировать развитие и поддержку некоммерческих организаций (НКО), специализирующихся на оказании различных услуг населению. Тот же Володин во время своего визита в Волгоград 2 февраля на специальной встрече с руководителями местных НКО призывал их активнее участвовать в конкурсах на исполнение госуслуг, тем самым приобретая дополнительное бюджетное финансирование.
За этой внезапной заботой о благополучии НКО на самом деле скрывается очевидный и весьма практичный расчет – создать альтернативу развалившейся муниципальной системе, переложив через аутсорсинг ее функционал на общественные организации, не занимающиеся политической деятельностью и борьбой за власть. Эти многочисленные и разрозненные НКО, подсаженные на точечное бюджетное финансирование, должны будут стать важным элементом создаваемой властью новой модели гибридного местного самоуправления.
Вторым элементом этой модели, очевидно, станут партийные проекты «Единой России» – правящей партии, влияющей на распределение бюджетных средств и этим выгодно отличающейся от всех остальных политических организаций. После январского съезда ЕР, где партийные проекты были названы важным элементом государственной политики, уже очевидно их превращение в ключевой механизм управления социально-экономической реальностью. И прежде всего это касается муниципального уровня. Кстати, о вероятной смычке партийных проектов единороссов и функционала НКО также уже заявлено. В ходе февральского визита в Волгоград заместитель секретаря генсовета ЕР Ольга Баталина обсуждала с местными общественниками как раз вопросы взаимодействия с властями и партией власти. И в качестве одного из «эффективных механизмов» такой совместной деятельности были названы партийные проекты ЕР.
Таким образом, новая гибридная модель МСУ, сохраняя формальные муниципальные представительские институты (думы и администрации поселений), фактически будет управляться партийной бюрократией единороссов – через партийные проекты ЕР и взятые на бюджетный буксир НКО. Это, возможно, поможет как-то выправить незавидное положение с эффективностью муниципальной власти к 2018 году, но уж точно не обеспечит возвращение к сильному в политическом отношении местному самоуправлению.