Фото со страницы Российско-германской внешнеторговой палаты в социальной сети
Опросы общественного мнения всегда дают большую пищу для размышлений. Прежде всего это относится к мнению представителей реальной экономики. Традиционная презентация опроса Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП), касающегося делового климата в РФ в 2016–2017 годах, свидетельствует о его улучшении. Это позитивно отражается на немецких капиталовложениях.
Традиционный опрос, который проводится уже не первый год, отражает прежде всего инвестиционные намерения и ожидания немецких предпринимателей. Привлекает внимание, что преобладающее большинство опрошенных (55%) предполагает в 2017 году скорее позитивное развитие экономики России. 32% отметили стабилизацию российской экономики, 56% исходят из небольшого экономического роста в 2017 году. Категорично о негативном развитии высказывался только 1% опрошенных.
Cреди оптимистов представлены немецкие фирмы различных отраслей: машиностроения, строительной отрасли, розничной торговли. Другими словами, позитивные ожидания охватывают практически самые главные отрасли народного хозяйства.
Вывод, что российская экономика преодолела дно, подтверждается ростом прямых инвестиций немецкого бизнеса в РФ. Логика немецких предпринимателей состоит в том, что у них имеются только две возможности: инвестировать или потерять рынок. Матиас Шепп, председатель правления ВТП, привел данные консалтинговой компании Ernst&Young о том, что Россия в Европе (среди всех европейских стран) в целом сейчас находится на четвертом месте по уровню прямых инвестиций в обрабатывающую промышленность.
А о том, что немецкие фирмы начали снова в этом году масштабно инвестировать в Россию, свидетельствует статистика Федерального банка Германии. Согласно ей, если в 2014 году немецкие фирмы уходили из России и выводили свой капитал, то сейчас «маятник качнулся в другую сторону». Газета Welt со ссылкой на центральный банк Германии пишет, что «в 2015 году немецкие фирмы вложили в Россию 1,78 млрд евро и таким образом достигли уровня бума 2006–2008 годов».
В 2016 году Федеральный банк Германии ожидает новый рекорд, поскольку уже в первом квартале прямые инвестиции составили 1,1 млрд евро. Именно эти обстоятельства и вызывают высокие оценки перспектив российского рынка – такую оценку ему дают в исследовании ВТП более 90% опрошенных немецких бизнесменов, которые намерены сохранить на нем уровень своей активности в прежнем объеме, а более трети планируют расширить штат своих работников.
По словам Шеппа, «немецкие компании по-прежнему демонстрируют высокий уровень готовности к производству в России и такие настроения охватывают все более новые предпринимательские круги». 56% опрошенных уже локализовали свое производство в России и намерены расширять его, а еще 20% планируют запустить свое первое производство на территории России в ближайшие два года.
Матиас Шепп считает, что российскому правительству необходимо обеспечить германским и иностранным инвесторам равные условия с их российскими конкурентами. Это, по его мнению, повлечет за собой дополнительные инвестиции в Россию.
Однако, как представляется, проблема для немецкого бизнеса заключается не только в определенных сложностях на российском рынке, которые сейчас сводятся в основном к его непредсказуемости, чрезмерной бюрократизации, инфляционным ожиданиям, неустойчивой цене нефти, а соответственно и положению рубля, высокой ставке рефинансирования. Более опасной тенденцией, на мой взгляд, является то, что Шепп назвал «отсутствием поддержки со стороны федерального правительства».
Создается впечатление, что в Берлине при проведении политики в отношении России забывают об экономических интересах страны, слишком оглядываясь на Брюссель. Но, как справедливо заметил Шепп, «немцы не должны быть в данном вопросе святее самого папы». Ведь и итальянцы, и англичане «значительно свободнее смотрят на проблему санкций, чем немцы». Другими словами, правящие круги этих стран в бизнесе исходят прежде всего из интересов своих стран, а не брюссельских чиновников.
Понятно, что в нынешних санкциях немецкие компании усматривают серьезное препятствие для своего бизнеса. Ими в той или иной степени затронуты 58% немецких предпринимателей, работающих в РФ. На первом месте по степени негативного воздействия на бизнес стоят финансовые санкции, а затем запреты, связанные с товарами двойного назначения. Проблемы немецкому бизнесу доставляет и товарное эмбарго, введенное российской стороной. Поэтому подавляющее большинство немецких предпринимателей выступают за отмену санкций, тем более что 90% опрошенных считают, что политических целей они не достигают.
Если санкционный режим продолжится достаточно долго, то он уже начнет работать против немецких интересов, считают немцы. Ведь, по мнению Шеппа, немецкие интересы состоят в том, чтобы Россия была демократической, процветающей страной и партнером Германии. Продолжительные санкции же приведут к ужесточению позиции Москвы по отношению к Западу.
Тут трудно что-либо возразить. Ведь состоится провозглашенный Кремлем разворот от Европы в сторону Востока или нет, сейчас в очень многих отношениях зависит от позиции Берлина.