Фото Reuters
Реакция главы кабинета министров Дмитрия Медведева на вопрос дагестанского учителя во время встречи с молодежью на форуме «Территория смыслов на Клязьме» скорее всего пополнит копилку крылатых фраз нашего премьера. Педагог спросил, справедливо ли, что учитель в их республике получает 15 тыс. руб., а работник правоохранительных органов – 50 тыс. «Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес, – ответил Дмитрий Медведев. И добавил: – Современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, еще что-то заработать».
Фактически это дежавю пятилетней давности. Правда, тогда нечто подобное случилось с министром образования и науки, а ныне помощником по науке президента Андреем Фурсенко. Произошло это на встрече с петербургскими студентами. (Видимо, разговор с молодыми расслабляет высоких чиновников.) Вопрос задал преподаватель, который в запале произнес буквально следующее: «Профессор Санкт-Петербургского государственного университета получает 8 тыс. руб. – это его ставка. Можно прожить на эти деньги, как вы думаете?» «Вы говорите про 8 тыс. ставки преподавателя... – так же эмоционально ответил ему Андрей Фурсенко. – Но различайте оклад, ставку и реальную заработную плату. У меня тоже оклад 31 тыс. руб., а зарабатываю я 150 тыс. ...Но я убежден, что преподаватель вуза должен зарабатывать, заниматься наукой, получать гранты... Нельзя с детсада и до пенсии рассчитывать на то, что все дает государство».
Вообще ситуация с учительскими и преподавательскими зарплатами всегда напоминает игру «да и нет не говори». Все знают, что зарплаты рядового профессорско-преподавательского состава малы, и все понимают, что так было практически всегда. Но вслух констатировать этот факт без обещания их увеличения – нельзя, это табу. У школьного учителя как носителя духовных ценностей должна оставаться хоть какая-то надежда. И долгие годы это правило сохранялось. Почему Дмитрий Медведев вдруг нарушил это негласное правило – остается только догадываться.
Может, ситуация с бюджетниками так бесперспективна, что лучше далее и не обманываться на этот счет. Но если даже это и так, то кто будет нести в массы необходимый для молодых заряд оптимизма и уверенности в будущем, если не учитель?
Не так давно экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич прочла в лондонском клубе «Открытая Россия» лекцию «Кризис в России – региональная проекция: чего ждать и к чему готовиться». Там она, говоря о сегодняшнем кризисе, называет его внутренним кризисом с медленным нарастанием. «Этот кризис долгий, – подчеркивала Зубаревич. – Он будет тянуться. И вот когда медленно хуже-хуже, потихоньку, это приводит к самому страшному – к привыканию. И когда привыкаешь, и перестаешь сопротивляться, и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, – это заканчивается деградацией».
Духовная деградация учителя – самое страшное, что можно представить. Недавно я смотрела спектакль в театре «Ленком». После спектакля поговорила о нем с учительницей, которая, чтобы попасть на спектакль… взяла кредит в банке. (Билет в первые ряды партера в этом театре доходит до 8,5 тыс. руб.) Эта учительница смогла бы найти место в элитном колледже. Но она работает в обыкновенной подмосковной школе. И будет там работать и не уйдет в бизнес. Но вот я думаю, что она будет есть в ближайший месяц?