0
3827

24.12.2015 00:01:00

К альпийским лугам прикрепили беженцев

Екатерина Трифонова
Корреспондент отдела политики "Независимой газеты"

Об авторе: Екатерина Александровна Трифонова – корреспондент отдела политики «НГ».

Тэги: швейцария, миграционная политика


швейцария, миграционная политика Фото Reuters

Беженцы, получающие официальный статус в Швейцарии, кажется, вполне довольны жизнью. Власти обеспечивают их отдельным жильем. Если человек не находит работу, ему назначается ежемесячное пособие в размере 900 франков. А если просителю отказали в получении этого статуса, государство и депортирует его за свой счет, и выделит несколько тысяч франков в качестве подъемных для обустройства при возвращении на родину. Однако, как оказалось, сами швейцарцы не слишком довольны такой политикой в отношении приезжих – ведь расходы на них формируются из налогов, а значит, беженцы фактически находятся на содержании у местного населения.

Благодаря посольству Швейцарской конфедерации я смогла увидеть, как в этой стране принято встречать миграционные потоки. Сейчас Швейцария, многие десятилетия не участвовавшая ни в одном военном конфликте, наравне с другими европейскими государствами испытывает небывалый наплыв беженцев. В госсекретариате по вопросам миграции ожидают, что в 2015 году количество поданных заявлений – в основном от выходцев Ближнего Востока и Северной Африки – достигнет 35 тыс. Чиновники при этом уточняют, что убежище получат лишь те, кому на родине грозит реальная опасность.

Центры первичного приема беженцев – а в стране их пять – расположены по периметру границы. Один из них находится в деревне Валлорб, вблизи Франции. Это небольшое серое здание на 244 места. Приезжие могут остановиться здесь не больше чем на 90 суток. Затем их распределяют в один из швейцарских кантонов – дожидаться результата рассмотрения их просьбы.

В день прибытия мигранты заполняют анкету, проводится их личный досмотр. Обязательны и медосмотр со сдачей анализов, и процедура дактилоскопии, которая помогает вычислить, не подавал ли человек прошения в какой-либо другой стране. Здесь же выясняются обстоятельства, вынудившие иностранцев искать убежища в Швейцарии. Порой, как признает руководитель центра Маурицио Микели, рассказы недостаточно убедительны – и тогда от мигрантов требуют доказательного подтверждения, что их дом, например, разбомбили. Со слов местных сотрудников, далеко не все обратившиеся имеют при себе документы, а многие прячут их намеренно, надеясь, что это затруднит их идентификацию и повысит шансы на предоставление убежища.

Государство не выделяет денег на одежду и обувь для приезжих – их привозят гуманитарные организации. Но на карманные расходы выдают по 3 франка в день. Кстати, если в России беженцы часто жалуются на питание в подобных центрах содержания, то в швейцарских приютах меню полноценное и весьма разнообразное. В один из дней на обед были поданы зеленый салат, рагу из говядины с шампиньонами, киви, а на ужин – рыбный суп, тортеллини с томатным соусом, шоколад. В город мигранты могут выходить спокойно, правда, по возвращении им приходится отчитываться за покупки – без чека купленные ими товары конфискуют.

После завершения первичных процедур беженцы отправляются в центр временного пребывания, где находятся обычно еще примерно месяц. Один из таких центров, например, работает в Эшериде. Это небольшая коммуна в кантоне Берн с населением чуть более 2 тыс. человек. Для приезжих тут проводятся занятия художественным творчеством, языковые уроки для взрослых, есть школа для детей, в качестве развлечений – бильярд и настольный футбол.

Переселенцам выделяют по 9,5 франка в день, но появляются у них и возможности подзаработать. В подвальном помещении центра женщины складывают пакеты для одежды, мужчины рубят щепки, из которых делаются лучины для разжигания каминов. Приезжих также нанимают ухаживать за альпийскими лугами или обустраивать тропинки в горах. Раз в неделю беженцев централизованно вывозят за продуктами. Практикуются и чаепития с местными жителями для налаживания контактов.

Тем не менее у швейцарцев есть много претензий к миграционной политике государства. К примеру, глава муниципального совета Йоланда Люгинбюль утверждает: «На деньги, которые расходуются для приема и обустройства беженцев в Швейцарии, можно было бы оказать помощь гораздо большему числу людей в странах их проживания, и тогда им не пришлось бы ехать сюда». По ее словам, коммуна небольшая, лишних рабочих мест для иностранцев нет, как нет и квартир для их заселения. Даже общественных помещений, где можно было бы разместить новых жителей, в кантоне тоже не осталось, поэтому приходится даже размораживать законсервированные центры гражданской обороны.

На вопрос, нет ли возможности селить приезжих в те семьи, которые против этого не возражают, моя собеседница посетовала на политику «излишней щедрости» к беженцам. Дело в том, что в этом случае федеральные власти требуют для семьи беженцев «отдельный вход в доме и отдельные удобства». А вот представитель кантонального миграционного секретариата Ханес Шаде опасается, что в Берне может возникнуть проблема бездомных: «Все резервы кантона по приему беженцев исчерпаны. И хотя в федеральном секретариате нам обещали, что потоки направляемых к нам людей будут уменьшаться, пока все происходит наоборот – еженедельно нам присылают по 210 человек».

Щедрая политика государства по отношению к беженцам вызывает недовольство у местного населения. В будущем году решено провести референдум об отмене закона о беженцах, который приняли за месяц до последних федеральных выборов. Один из пунктов недовольства – бесплатная юридическая помощь беженцам. Народ требует прекратить и выплаты помощи наличными деньгами претендентам на статус беженца и временно принятым иностранцам.

Как рассказал доцент Института социологии Бернского университета профессор Тобиас Ойле, ситуация особенно накаляется вокруг трудовых мигрантов. В этом смысле, подчеркнул он, «проблема схожа с Россией – идет борьба местных с приезжими за рабочие места». Правда, швейцарцы критикуют власть как раз за излишнюю требовательность к мигрантам. Дело в том, что въехать в Швейцарию может человек, имеющий высокую квалификацию, лишь по приглашению работодателя. Из-за чего, говорит Ойле, мигранты занимают хорошо оплачиваемые должности, а в стране тем временем не хватает обычных рабочих – например, в супермаркетах. И эта ситуация заметно влияет на политические предпочтения жителей: в октябре на выборах в федеральный Национальный совет большую часть мест получила правая Швейцарская народная партия. Может быть, потому, что ее предвыборная кампания главным образом и сводилась к ужесточению миграционной политики.  

Берн–Женева–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2546
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3313
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3752
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2851

Другие новости