0
5853

29.01.2015 00:01:00

Муфтият без чайной дипломатии

Глеб Постнов

Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Татарстане.

Тэги: татарстан, дум, мусульмане, самигуллин, минниханов, салафиты, игил, казань, радикалы, давлетшин


татарстан, дум, мусульмане, самигуллин, минниханов, салафиты, игил, казань, радикалы, давлетшин Камиль Самигуллин продолжает работать на своем посту, не обращая внимания на брожение умов в муфтияте. Фото с сайта www.dumrt.ru

Среди мусульман Татарстана продолжается брожение умов: подаст или не подаст нынешний муфтий республики в досрочную отставку. Власти региона – а за делами Духовного управления мусульман (ДУМ) присматривает аппарат президента республики – делают все возможное, чтобы показать, будто в стенах муфтията все спокойно, ведь как-никак осенью в Татарстане планируются выборы президента. Однако никто не может исключить смены власти в Духовном управлении мусульман республики уже нынешней весной.

Последний материал «НГ» (см. номер от 13.01.15) на тему скрытого противостояния в татарстанском муфтияте высветил как ярых сторонников, так и непримиримых противников нынешнего муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. В Казани президент республики Рустам Минниханов принимал лидера татарских мусульман у себя в кабинете – тот отчитался о проделанной работе и поделился планами на 2015 год. 

Тем временем, как стало известно «НГ», в районах татарского Закамья, где салафиты имеют наибольшее влияние на мусульман – Нижнекамск, Набережные Челны, Чистополь, – были наспех собраны праздничные столы, за которые усадили стариков и назвали это «празднованием дня рождения пророка», который, между прочим, салафитами не отмечается. Но что самое интересное: среди сторонников нынешнего муфтия совершенно неожиданно подали голос те, с кем молодой лидер татарстанской общины собирался «пить чай» во время своего прихода к власти в Духовном управлении мусульман Татарстана весной 2013 года. Напомним, тогда Самигуллин сказал, что готов вести переговоры даже с радикалами на том основании, что «мы татары, все вопросы можем решить за чашкой чая» (см. «НГ» от 18.04.13). Поддержка таких деятелей, как мухтасиб Нижнекамского района Татарстана Юсуф Давлетшин, чью вотчину здешний министр внутренних дел Артем Хохорин назвал самым салафизированным регионом Татарстана, едва ли сможет добавить очков муфтию в аппаратной борьбе за укрепление своей власти. Скорее наоборот. Но именно Давлетшин в социальных сетях призвал защитить муфтия от критики.

Обрадуется ли подобному подкреплению сам Камиль Самигуллин? Источники и опрошенные «НГ» эксперты сходятся во мнении, что, положив конец войне с исламским фундаментализмом в Татарстане, начатой предшественником нынешнего муфтия Ильдусом Файзовым, Камиль Самигуллин, в общем-то, остался практически лишен поддержки авторитетных мусульманских иерархов, решительно настроенных против превращения Татарстана в Северный Кавказ. Зато радикалы, которых молодой муфтий ввел во власть в Духовном управлении мусульман, по сей день благодарны Самигуллину за реабилитацию. Причем благодарность эта оказалась весьма и весьма прагматичной по своей сути.

В республике уже появились сторонники террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). По данным экспертов, сегодня более 150 человек готовы в любой момент отправиться на Ближний Восток, чтобы там встать под знамена ИГИЛ. С оружием в руках, разумеется. Все больше сторонников радикальных исламских течений подбираются к Казани. По данным источников «НГ», фундаменталисты уже утвердились в Зеленодольске (райцентр в 38 км от Казани). Всего в Татарстане действует около 3 тыс. приверженцев радикального ислама.

Как уже отмечала «НГ», даже если отставка Камиля Самигуллина состоится до осеннего плебисцита, она будет тихой и незаметной. Но кто может заменить нынешнего лидера татарских мусульман? Опрошенные «НГ» эксперты и источники называют несколько фамилий, среди которых имам казанской мечети Марджани и мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов, первый заместитель муфтия Рустам Батров, еще один заммуфтия, имам казанской мечети Гаиля Рустам Хайруллин и т.д. Очевидно, что назначение на место муфтия сыграет только на руку хозяину Казанского кремля. При наличии 3 тыс. радикалов, из которых 150 готовы хоть сегодня отправиться воевать за ислам, хозяину Казанского кремля гораздо выгоднее иметь в муфтияте более харизматичного и сильного лидера, чем нынешний сторонник пресловутой «чайной дипломатии», как называют политику Камиля Самигуллина его оппоненты. Впрочем, не исключено, что в конечном итоге в кресле лидера татарстанской уммы может оказаться темная лошадка, какой когда-то был сам малоизвестный имам мечети Тынычлык Камиль Самигуллин.

Казань

статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1074
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1282
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1746
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1439

Другие новости