0
13117

29.10.2014 00:01:00

Политическая традиция татарского национализма

Глеб Постнов
Собственный корреспондент "НГ" в Татарстане

Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Татарстане.

Тэги: национализм, татарстан, казань, хамитов, суверенитет, уфа, башкирия, религия, экстремизм, крым


Глава Башкортостана Рустэм Хамитов разрешил провести в Уфе Русский марш, несмотря на категорические требования части представителей титульной нации запретить шествия националистов. Активисты малоизвестной организации «Башкорт» утверждают, что «данная акция воспринимается коренным народом как агрессия против суверенитета Башкирии», и грозят «сделать все возможное, чтобы не дать маршу состояться».

Тем не менее русским националистам позволено пройти строем по окраинным улочкам одного из спальных районов Уфы. Русский марш проводится в Башкирии второй раз. В нынешнем году националисты будут шествовать под разношерстными лозунгами борьбы за изучение русского языка в полном объеме в башкирских школах, противодействия религиозному экстремизму и сохранения дореволюционной архитектуры в Уфе. Учитывая, что противодействие религиозному экстремизму является частью государственной политики властей Башкирии, а под требованиями о сохранении дореволюционной архитектуры мог бы, полагаю, с радостью подписаться и Рустэм Хамитов, очередное мероприятие русских националистов в Уфе можно было бы посчитать шествием скорее сторонников, нежели противников правящего режима. Этим и объясняется сам факт того, что глава Башкирии его разрешил, прибавив себе тем самым политические очки.

И все же представители «коренного народа» из организации «Башкорт» возмущены. Заявление противников Русского марша уже появилось в социальных сетях и активно обсуждается в том числе на страничке радикального Союза татарской молодежи (СТМ) «Азатлык», участники которого предпочитают поддерживать идейных соратников из Уфы словом, но не делом. На что есть причины.

В отличие от Башкирии власти Татарстана раз за разом запрещают шествие русских националистов в Казани в День народного единства 4 ноября. В связи с чем последние вынуждены ежегодно сливаться с традиционным крестным ходом богомольцев от Богоявленского собора в Казанском кремле до Крестовоздвиженской церкви, где хранится список чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В то же время, если перефразировать Хорста Весселя, казанские улицы свободны для батальонов татарских националистов, включая граждан совсем уж сомнительной уголовной репутации, которые также каждой осенью собираются с флагами и лозунгами в так называемый день скорби, приуроченный к взятию Казани войском Ивана IV в 1552 году.

В нынешнем году активисты Всетатарского общественного центра совместно с участниками СТМ «Азатлык» и татарскими писателями, исповедующими радикальные взгляды, собрались в центре города, у национально-культурного центра «Казань» (бывший Ленинский мемориал), чтобы не столько выразить скорбь по поводу падения Казанского ханства, сколько потребовать отставки президента России Владимира Путина на том основании, что «русские теперь сами находятся в таком же положении, как и татары» и «испытывают все те же унижения, что и татары». Унижения, по логике ораторов, вызваны присоединением к России Крыма. «Я всем это говорю, своим друзьям и русским знакомым, пусть Россия избавится от Путина!» – провозгласил с импровизированной трибуны татарский писатель Айдар Халим.

Впрочем, едва ли Казанский кремль можно упрекнуть за то, что провозглашали на очередном дне скорби татарские националисты. Позволяя одним националистам заявлять о ненависти к Москве на фоне полного запрета на марши и шествия другим – русским националистам, власти Татарстана блюдут не право на свободу слова и собраний в столь изящной манере, а скорее отдают дань политической традиции, заложенной при первом президенте республики Минтимере Шаймиеве, когда татарские национал-сепаратисты были ударной силой суверенитета. Играя на политических страхах федерального Центра, боявшегося сепаратистских настроений как огня, Шаймиев использовал татарских националистов в своих политических интересах. С его уходом с поста президента и переквалификацией в госсоветники Татарстана (должность, разработанная под Шаймиева здешними аппаратчиками) необходимость в проповедниках и проводниках татарских национал-сепаратистских настроений отпала, а сами татарские националисты стали не более чем символом ушедшей эпохи суверенитета. Не столь давно у них отобрали офис в центре города, оставив взамен, по сути, только марши в день памяти и скорби. Впрочем, власти отберут и это, когда боязнь Казанского кремля свободы мнений превзойдет страх не соблюсти политическую традицию старого доброго татарского национализма.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
880
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1044
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1322
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
980

Другие новости