На днях генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сообщил о достижении договоренности между альянсом и Россией о строительстве в Калининградской области предприятия по переработке устаревших боеприпасов. Заметим, что на территории региона до сих пор ждут своего часа более миллиона единиц боеприпасов времен Второй мировой войны. Уничтожать их предлагается по самым новейшим технологиям, без привычных методов подрыва.
Калининградская область со времен пруссов не знала ни одного столетия без войн. Что касается эха войны, то утилизация боеприпасов в регионе до сих пор проводилась методом их подрыва. Жители Янтарного края давно устали от взрывов на Правдинском и Добровольском полигонах, от несчастных случаев при разрывах несдетонировавших боеприпасов. Про дребезжащие стекла и ходящие ходуном стены в домах ближайших жилых поселков и говорить не приходится.
Калининградцы облегченно вздохнули, когда узнали, что дипломаты НАТО и РФ договорились о строительстве под областным центром безвредного для экологии завода по утилизации устаревших боеприпасов. Уж слишком много сконцентрировано их здесь, в центре густонаселенной Европы, в одном из самых маленьких российских регионов. К сожалению, и сейчас почти в ежедневном режиме саперы Балтийского флота и специалисты «Акваспаса» из МЧС обнаруживают в лесах и болотах, на реках и в заливах взрывоопасное наследие двух мировых войн, да и неразорвавшихся боеприпасов, сделанных позже в СССР, на территориях местных полигонов находится немало.
Как свидетельствуют архивные документы, легендарный командующий Прибалтийским военным округом маршал Иван Баграмян еще в 1948 году поспешил доложить Сталину, что Калининградская область полностью очищена от взрывоопасных предметов. На самом деле оказалось, что сплошного повсеместного разминирования не проводилось. Уничтожались только те боеприпасы, которые лежали на виду.
По словам бывшего командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Егорова, в лихие 90-е десятки эшелонов и сотни вспомогательных судов ВМФ переправляли морем и по железной дороге боезапасы советских войск, выводимых из ГДР, Польши и стран Балтии, в Калининградскую область.
Разместили это смертоносное добро на давно устаревших артиллерийских, минно-торпедных и авиационных складах, где и ныне отсутствуют современные системы видеонаблюдения. Не случайно в начале нулевых созданная бывшими «морскими котиками» банда не раз совершала налеты на артсклады в Кострове и Рябиновке. Одна из причин такой дерзости – слабая техническая организация охраны на военных складах.
«Кроме этого, серьезный немецкий арсенал химического оружия затоплен в Балтийском и Северном морях советским командованием и союзниками. В том числе и по соседству с экономической зоной российской Прибалтики в Борнхольмской котловине. Тут лежат 32 тысячи тонн отравляющих веществ», – говорит заведующий лабораторией Атлантического отделения Института океанологии РАН доктор физико-математических наук Вадим Пака.
Он, кстати, как и многие ученые из Российской академии наук, нередко привлекается в качестве опытнейшего эксперта для изучения влияния морских химических кладбищ на окружающую среду. Сегодня его очень беспокоит резкое ухудшение экологии приморских лагун и внутренних водоемов, каналов и рек региона, в том числе на местах былых сражений в Калининградском заливе. Здесь, под илом, могут быть и фосфорно-зажигательные бомбы.
По утверждениям местных историков и краеведов, в 1944 году они попали сюда при воздушных налетах английской авиации на Кенигсберг. Ориентиром летчикам служил шпиль Кафедрального католического собора у могилы Канта. В наше время это главная достопримечательность Калининграда, восстановленная из руин, неподалеку от острова Ломзе. Правительство Калининградской области рассчитывает, что предстоящий мундиаль 2018 года послужит развитию туристической сферы, и намерено возвести на Ломзе главную футбольную арену на 40 тыс. мест, обустроить причалы для яхт.
Но прежде чем начать строительство футбольного стадиона, туристических комплексов, набережной для причалов яхтсменов, ученые предлагают тщательно исследовать акваторию прилегающих вод главной реки области. Чтобы при выявлении опасности очистить ее от ядовитого мусора.
Вадим Пака убежден в необходимости организации небольшой экспедиции с участием в ней аквалангистов и саперов из «Акваспаса». Тем более что на первых порах денег для этого потребуется всего лишь несколько миллионов рублей. Как убежден он и в том, что новое производство по утилизации боеприпасов региону крайне нужно.
Проблема в другом. В том, появится ли этот завод на калининградской земле и не останется ли эта дипломатическая договоренность только на бумаге.