Врачи опасаются обвинений в домогательствах. Фото PhotoXPress.ru
Объявление на двери кабинета заведующего отделением одной из московских клинических больниц: «Все разговоры записываются». Такие нынче всюду: в фирменной мастерской по ремонту техники, в торговом центре, в банке. Непривычно, что в лечебном учреждении. Напрасно удивляетесь – вы же явились за медицинскими услугами, в сферу обслуживания. Вот вас и обслуживают.Запись разговоров – чтобы не было жульничества. Чтобы врач не обжулил вас, взяв деньги, не обжулил опять же администрацию (тут много аспектов), чтобы вы, в свою очередь, не обжулили врача (тоже много нюансов). Такое всеобщее жульничество. Надо же от него защититься. Вот и записывают разговоры. Хорошо, что хоть сообщают об этом – опасаются нарушать закон, по которому аудио- и видеозапись может производиться только с согласия обеих сторон.
В коммерческих медицинских центрах видео- и аудиозапись на всех врачебных приемах используется уже давно, лет пять по меньшей мере. Коммерция, понятно. Однако обойти запись, производимую администрацией, не так уж трудно. Можно ведь не говорить, а написать. Врач, работавший в частной клинике, рассказывает, что, жалея пациентов, с которых драли немыслимые деньги, писал на бумажке, где лечат не хуже, но гораздо дешевле.
В государственной больнице с тем же успехом можно написать, сколько, допустим, надо заплатить за операцию, показать написанное больному и уничтожить. Пациенты, кстати, тоже порой приходят на прием с записывающими устройствами. На вопрос, зачем принесли это устройство, отвечают разное, иногда – что хотят дома еще раз прослушать, что рекомендовал врач.
Отношение врачей к записи разговоров различное. Многие считают, что это средство защиты в спорных случаях, и сами ставят камеры. Докторам можно только посочувствовать – в чем только их не обвиняют, вплоть до сексуальных домогательств. «Неудовлетворенный больной или его родственник, не успев отойти от кабинета, с планшета строчит жалобы всем – от прокурора до президента, что ты склонял его к взяткам, продаже родины и противоестественным отношениям. Наличие записи существенно снижает градус сутяжничества», – мнение одного из участников обсуждения этой темы на врачебном форуме.
Другой, имеющий дело с психически нездоровыми людьми, полагает, что запись любого разговора будет способствовать безопасности медика: если записать угрозы со стороны нестабильных пациентов, которые потом еще и жалобы пишут, ссылаются на то, что «врач так сказал», можно потом прослушать запись и установить истину.
Записи разговоров с оператором телефонной компании, видеокамеры на автодорогах, в торговых залах, в примерочных – все это пришло на российские просторы с Запада. А вот запись разговоров в кабинете врача – наше собственное изобретение, отечественное ноу-хау. Ничего подобного на Западе нет. Ни в кабинете врача, ни в больничной палате. Тамошние люди очень удивляются, узнав про наши новации.
Немецкий доктор поразился самой мысли приносить с собой на прием к врачу или в палату записывающее устройство. То же самое – установка чего-то подобного медицинским персоналом. Это все противозаконно, заявил он. Больные везде могут быть недовольны врачом. В таких случаях они пишут жалобу. Жалоба рассматривается Врачебной палатой. Иногда пациент подает в суд. Нужны доказательства неправильного лечения, кроме слов больного. Запись этих слов не поможет – она незаконна и не рассматривается. Если доказательства есть, больной получит компенсацию. Если доказательства неубедительны, ему придется заплатить судебные издержки и штраф в 2–3 тыс. евро в пользу какой-нибудь благотворительной организации. Хуже, если адвокат врача после этого подаст встречный иск об ущербе репутации своего клиента. Тогда сумма, которую присудят виновному, окажется разорительной. Поэтому никому не придет в голову обратиться в суд, просто чтобы потрепать нервы доктору.
Бывает, что у больного не получается контакта с врачом. Тогда ему предлагают сменить врача или лечебное учреждение, которое ему не нравится. Свободный выбор врача теперь есть и у нас. Точнее, он декларируется, а сменить врача не так-то просто.
Разговор пациента с врачом этически и юридически отличается от общения с оператором телефонной компании. Врачу сообщаются весьма интимные сведения. И никакие не услуги от него требуются, а медицинская помощь. Превращать больницу в реалити-шоу – неудачная идея. Какие уж могут быть искренние и доверительные отношения между больным и врачом в условиях прослушки! А ведь для успеха лечения это первое дело.
Понятно, почему установка регистрирующих устройств становится популярной: больной не доверяет врачу, врач не доверяет больному. И тот и другой не доверяют педагогам, полиции, суду, транспорту – далее везде. Всеобщая паранойя.