Состоялось очередное заседание апелляционной инстанции Московского городского суда по спору между Московской филармонией и Российским авторским обществом (РАО). Причина спора очевидна – авторские вознаграждения: филармония считает схему вычисления отчислений незаконной (пишем в уме грабительской) и предлагает свою методику выплат. Другая сторона, естественно, не соглашается.
Копнуть глубже – и ситуация окажется еще более абсурдной. До сих пор минимальные ставки рассчитывались согласно положению, принятому правительством в 1994 году. В соответствии с ним отчисления производились от всей выручки вне зависимости от того, сколько охраняемых произведений прозвучало в концерте. Сделаем отступление: охраняются те авторы, с года смерти которых еще не прошло 70 лет, после этого рубежа произведения становятся общественным достоянием. Так, например, наследникам Рахманинова остался год «безбедной» жизни (надо сказать, внук композитора, Александр Борисович, делает все, чтобы произведения дедушки звучали почаще: находит неизданные рукописи, организовывает концерты и прочее). Но нелепость законодательства в том, что если, скажем, Денис Мацуев исполнит в первом отделении концерт Рахманинова, а во втором оркестр Московской филармонии сыграет симфонию Бетховена, 10% вырученных за билеты денег (а если Мацуев ограничится только одной прелюдией, то 5%, так как это малая форма) пойдут… нет, не наследнику – РАО. А уж сколько дойдут до адресата – быть может, неизвестно даже ему самому. Поскольку типовой договор РАО с композитором предполагает, что некая доля выплат уходит на содержание общества (какая – тайна). Другими словами, если музыка современного композитора прозвучала в одном концерте с сочинениями неохраняемыми, наш герой получит и за себя, и за Иоганна Себастьяна Баха (Моцарта, Бетховена, Чайковского и т.д.). С коммерческой точки зрения приятно, конечно. Но невыгодно концертным организациям. Которым – и это понятно – лучше вообще не включать в программу новую музыку. А это значит, что композиторы станут писать в стол (или перестанут вообще), а газеты будут писать о кризисе современной музыки, профессиональная общественность будет бить в колокола и т.д. Замкнутый круг.
Московская филармония добилась отмены «Положения о минимальных ставках». Нужно было найти альтернативу – и Союз концертных организаций России (СКОР), куда входят в основном представители российских филармоний, разработал методику, по которой вознаграждение исчисляется по времени звучания сочинения. За основу взяли те же 10 и 5% (за малую и крупную форму) и их приравняли к часу звучания. То есть за 10-минутную симфонию РАО перечисляется 1% от сбора (то есть выходит значительно меньше, но справедливее). Отдали на экспертизу в Большой и Мариинский театры, получили одобрение. Также получили одобрение Министерства культуры, то есть учредителя. И с сезона 2010/11 года в Московской филармонии рассчитывают и выплачивают авторские по этой схеме. РАО судится (пока только за три месяца прошлого года).
Конечно, у РАО есть своя правда: во-первых, композиторам достается больше. Во-вторых, что важнее, переход на подобную методику – страшный прецедент. Если вслед за академической музыкой (что для РАО – капля в море) восстанет эстрадная, а за ней (не дай бог) радио и телевидение – вот тут начнется настоящий кошмар. У филармонии своя – можно исполнить как можно больше новой музыки. «При планировании следующего сезона, – говорят генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов и ее художественный руководитель Александр Чайковский, – мы примерно в каждую пятую программу включили сочинения современных авторов». А если 20 крупных филармоний страны сделают то же самое? Смогут ли композиторы пожаловаться на то, что не востребованы? Тогда, наверное, пойдет процесс выхода из кризиса, о котором не говорит сейчас только ленивый. К слову, Центр современной музыки Московской консерватории, один из крупнейших в Москве институтов подобного рода, проводит свои концерты бесплатно – в этом случае отчисления не делаются. Это тоже не выход из положения, а всего лишь компромисс (консерватория избавляет себя от бумажной волокиты, поскольку выручка все равно будет небольшой; композиторов исполняют, они этому рады, но ведь и не получают ни копейки). На вопрос корреспондента «НГ», почему бы не обратить ситуацию в свою пользу и не делать концерты только из новой музыки, Шалашов отвечает: «И это не выход, по крайней мере с коммерческой точки зрения: такие концерты, как правило, проводятся в камерных залах, и спрос пока на них не очень высокий». Так что самый верный способ воспитания публики – включать по одной пьесе в программы с привычной музыкой. Алексей Шалашов называет сложившуюся ситуацию «культурной ошибкой». «Бессмысленно загонять ситуацию вглубь, от этого никто не выиграет», – продолжает директор филармонии. Пока суд постановил проверить расчеты вознаграждений. Следующее заседание – 8 ноября.