Гражданские активисты хотят, чтобы властям Нижнего Новгорода было удобнее разрешать митинги, чем отказывать сотням заявок о публичных мероприятиях.
Фото пресс-службы партии «Яблоко»
В Нижнем Новгороде политический протест все больше напоминает постмодернистский арт-проект. Местные активисты придумали оригинальный способ выразить несогласие с недавними поправками к федеральному закону о митингах. Но и чиновники отвечают активистам в том же духе абсурдистского хеппенинга.
Нижегородские несогласные забрасывают мэрию уведомлениями о публичных акциях по самым разным поводам. Например, Ольга Карпова уведомила горадминистрацию, что собирается организовать прогулку по главной улице в поисках мужа («а то я уже целый год официально одна»). Александр Краснов предупредил чиновников о намерении отметить день рождения у фонтана. Дарья Гладских – об автопробеге «Путь к свободе»: «Доехать на маршрутке от центра Сормова до площади Свободы, выразить свое отношение к поправкам и провести агитационную работу». Александр Тутбалин – об акции по сдаче тестирования по предметам «Правовое регулирование массовых коммуникаций» и «Основания гражданского общества». Алексей Садомовский – о выгуле собаки по кличке Флибустьер Ловкий Пират. «Прошу заранее поставить рамки металлоискателей, чтобы не допускать провокаций», – пишет он в уведомлении.
Подобные письма посыпались в мэрию с начала недели – до полутора десятков в день. А началось с того, что активист Сергей Корнеенко уведомил мэрию о намерении утром 29 июня сходить за батоном «в количестве четырех человек по маршруту от памятника Козе на Большой Покровке до ближайшего универсама». Разреши мэрия оппозиции это гулянье за хлебом, возможно, и не было бы прецедента. Но городские власти в Нижнем Новгороде славятся тем, что запрещают несогласным практически любую их публичную инициативу. Вот и тут они закрутили ответный перформанс: «батонную акцию» в мэрии решили «не пущать». Повод для запрета был придуман не менее оригинальный, чем сама акция. Мол, шествие по закону обязано привлекать общественность к значимым проблемам. Однако цель акции «купить батон в компании друзей и выполнить на деле требования нового закона о митингах» важных проблем, по мнению чиновников, не поднимает. Значит, и шествием называться не может. Несогласные теперь смеются: их инициативу шествием не признали, но по закону о шествиях же и запретили.
События продолжили развитие в жанре абсурда. Депутат Госдумы Александр Сидякин, тот самый, кто и разработал поправки к закону о митингах, написал депутатский запрос по поводу «батонной акции» нижегородцев в местные правоохранительные органы. Он усмотрел «ряд противоречий», связанных с квалификацией шествия в магазин за батоном в качестве публичного мероприятия. И попросил, в частности, прокурора области Константина Кожевникова провести «проверку законности несогласования шествия» и в случае нарушения закона принять меры прокурорского реагирования. Таким образом, походом гражданских активистов за хлебом займется еще больше чиновников – теперь и из правоохранительных ведомств.
А ведь это лишь одно уведомление об акции из множества других подобных – таких, как поход в магазин за молоком и печеньками, ожидание автобуса на остановке Щербинки-II, зарядка в компании друзей, прогулка на озеро для публичных купаний... Есть среди заявленных и мероприятия с более очевидным политическим подтекстом: митинг «Навальный круче вас. Бе-бе-бе», «Чтение Конституции на лавочке», акции «Меняю совесть на погоны», «За возвращение выборов мэра» или «Это наш твиттер!». Все эти политические и не очень инициативы нижегородские оппозиционеры объединили в специальную единую кампанию «Жизнь по закону». Таким образом активисты хотят отучить местные власти отказывать им в акциях. А также выступают против принятых поправок в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Сотрудники горадминистрации, в чьи обязанности входит рассмотрение подобных заявок, жалуются на перегрузки и необходимость работать в неурочное время. Поначалу чиновники попытались бороться с уведомителями привычными способами. Они установили для граждан дополнительное чиновничье окно, куда люди должны были сдавать свои письма на предварительную проверку перед окончательной подачей. Но такое препятствие не сломило стойкость местной оппозиции, зато подорвало силы чиновничьего аппарата, и дополнительный фильтр был упразднен.
Тем временем в мэрию подано уведомление об акции с целью подачи уведомлений об акции под названием «Уведомляй». Другим образцом оппозиционного творчества стала заявка на шествие против запрещения шествия «В магазин за батоном».
Несогласные заявляют, что к концу недели их стараниями к чиновникам выстроится целая очередь желающих подать уведомление об организации публичных мероприятий.
Нижний Новгород