0
1231

21.02.2012 00:00:00

Декабристы разбудили Гессен

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин, обозреватель НГ-Online

Тэги: политика, власть, протест, оппозиция, выборы


политика, власть, протест, оппозиция, выборы Фото Reuters

ВЦИОМ насчитал Путину свыше 58% голосов и победу в первом туре президентских выборов.

Протестное движение морально готово к таким результатам, и поэтому на 5 марта уже запланирован митинг, который, быть может, разрешат, а, может, и нет.

В социальных сетях звучат призывы «вывести миллион на улицы без согласования». Читая это, ловишь себя на мысли, что, по всей видимости, не только Путин не понимает «креативный класс». Сам «креативный класс» перестает понимать самого себя.

50, 75, ну, ладно, 100 тысяч человек выходят на митинги и шествия не только потому, что «достало», но и потому, что «можно».

Убери «можно» - три четверти уйдут в Сеть и на кухню. Четверть передерется. Те, кто соберут больше «лайков», выйдут на несогласованный митинг.

Движение-31 за три месяца окрепло и превратилось в Декабристов 2.0. Декабристы 2.0 разбудили Машу Гессен. Пока все.

Протест «креативного класса» имел и по-прежнему имеет смысл, у него просто не оказалось сформулированной программы-минимум, а программа-максимум была нереализуема.

Изменения коснулись избирательного законодательства и телевещания, но считать это достижением (той самой программой-минимум) среди протестующих почему-то немодно.

Имея программу-максимум и переоценивая свой потенциал при одновременной недооценке оппонента, декабристы 2.0 так и не выработали эффективный механизм давления на власть.

Многотысячные митинги оставались таким механизмом недолго, пока власть не оценила масштабы угрозы и не поняла, что противник, пусть и небезнадежен, но все-таки слаб.

58% в декабре выглядели бы наглостью, но сейчас рассматриваются как возвращение к норме.

Избирательная кампания, которую ведет штаб премьера во главе со Станиславом Говорухиным, не содержит и намека на «нового Путина». Напротив, она построена на классическом популистском сталкивании «народа» и «зажравшейся столичной элиты», борьбе с «оранжевой угрозой» и Интернетом.

Можно придумать сотню пошлых шуток за гранью хорошего вкуса про Максима Мищенко, но именно Мищенко может войти в мэрию через любую дверь и согласовать любой митинг, а те, кто шутит, - нет, не могут.

Если власти захотят помешать автопробегу, они ему помешают. Если захотят, телевидение проигнорирует акцию оппозиции. Если захотят, запретят любой митинг и любое шествие под старыми, проверенными предлогами.

Единственный работающий механизм – воля властей. Другими словами, это возвращение в исходную точку.

Протестное движение не пользуется административным ресурсом и поэтому неизбежно будет уступать власти в борьбе за цифры: там, где за честные выборы соберутся 100 тысяч, в поддержку Путина соберут (или соберутся) 150 тысяч. Представить протестующих как меньшинство, желающее навязать большинству свое видение страны, стало легче, чем в декабре, когда власть на время уступила декабристам инициативу.

Есть предел протестной активности «креативного класса», и мне кажется, что он был достигнут. Дальше – либо спад, либо сохранение активности на нынешнем уровне. Сохранение постепенно становится самоцелью.

Возможные нарушения на выборах 4 марта могут ожесточить уже ожесточенных, но новых людей на улицы не выведут.

Политическая активность «креативного класса» должна постепенно принимать иные формы. Регистрация, участие, наблюдение. Стойкий интерес к процессу. Президентские выборы, по большому счету, проиграны. Это важно понимать вне зависимости от того, сколько людей выйдет протестовать 26 февраля или 5 марта.

Действенный протест в современной России будет «левым», а не «правым», экономическим, а не этическим, под лозунгом «вы не даете нам обещанного!», а не «отстаньте от нас!»

Он может назревать, а может случиться внезапно и нарастать как снежный ком.

Его может вообще не случиться в обозримом будущем. Его точно не стимулирует политическая активность декабристов.

Сложно смириться с тем, что твои возможности ограничены. Такое смирение – признак мудрости. Невозможно стать мудрым за 90 дней, как невозможно за 90 минут изучить Ницше.

Протестное движение пишет письма самому себе, точнее, своему оргкомитету. Дорогой оргкомитет! Ты нас все еще представляешь. Хватит резолюций. Третья резолюция была на Якиманке, а четвертой не бывать. Давай-ка скажем власти, что, если что, то мы ого-го! Мы прекратим с нею диалог. Мы┘ это┘ акции перестанем согласовывать.

Обидимся, другими словами.

Ну, что же, можно и обидеться.

«Вы обиделись? – спросит власть. – Я же вижу, что обиделись. А зря. Я вот на вас не обижаюсь, когда вы меня поливаете┘»

Так и будет. Надо быть к этому готовым. Не надо грезить миллионами, высыпающими из домов из-за того, что Геннадий Андреевич Зюганов остался без второго тура.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1834
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1847
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1712
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
2697

Другие новости