0
1536

27.12.2011 00:00:00

Второй Путин или Путин 2.0?

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин, обозреватель при главном редакторе "НГ"

Тэги: политика, власть, протест, оппозиция


политика, власть, протест, оппозиция Фото Reuters

Я понял, какое слово раздражает меня, когда я читаю рассказы и впечатления от митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова. Это слова «толпа». Оно усредняет, как неизбежно усредняют любую аудиторию политики, добравшиеся до микрофона.

Политик видит толпу с трибуны. Фотограф видит толпу с крыши здания, на которую он забирается, чтобы сделать снимок. Я не видел толпы, я был среди людей.

Толпа и личность – два возможных вектора развития протестного движения. Два направления. В одном из них людей, судя по всему, поведет Алексей Навальный, популист нового поколения с проснувшейся волей к власти. Во втором направлении людей не поведет никто. Здесь уже лидеров не будет, они не нужны.

Вектор «личности», то есть вектор разделения, различия неприемлем для тех, кто хочет скорейшей смены правящей элиты. Именно поэтому среди политиков не чувствуется ни малейшего энтузиазма в связи с открывающимися новыми возможностями для регистрации партий. Проспект Сахарова не будет регистрироваться. Регистрироваться будут красные, коричневые, зеленые, радужные, православные, неверующие, пираты и обязательно – либеральные интеллигенты. С ними нужно будет разговаривать. Договариваться. Нащупывать контуры общего дела, что, кстати, и произошло, когда собирался митинг на Болотной площади. А с толпой договариваться не о чем, ее нужно только инструктировать, в ней достаточно поддерживать боевой дух лозунгами «Не забудем, не простим!»

Многие в восторге от выступления Навального на митинге 24 декабря. Многие умные, образованные люди, имеющие собственную точку зрения. Личности. В каждой личности жив соблазн стать толпой, и различие между индивидами, в частности, заключается в том, насколько успешно они с этим соблазном борются. Впрочем, вина действующей власти в этой податливости умных людей на примитивные лозунги – огромна. Несменяемость правящей элиты стала попросту аксиомой. Это упрощает желания критически настроенных индивидуумов: они хотят лишь, чтобы эта власть ушла, и уже не важно, как, и уже не важно, кто ее заменит.

Протестное движение будет тяготеть к толпе, если смена элит станет его главной задачей. Вопрос о том, кто придет на смену, кажется уже пошлым, избитым, скучным. Но при таком раскладе он очень важен. Мы выдергиваем из сложившейся системы управленческих практик, решений, идей, способов мышления политика П и ставим вместо него политика Н или политика К. И мы верим, именно верим, а не знаем наверняка, что они точно будут другими, что они захотят изменить систему. Мы не учитываем ее, системы, объективных, закономерных особенностей. Мы не учитываем того, что власть способна испортить лучших людей, а никого из тех, кто хочет ее в России, не назовешь лучшим при всем желании.

Движение в сторону личности, а, следовательно, различия может создать новое качество политики. Мне кажется, что люди, пришедшие на Болотную площадь, а затем и на проспект Сахарова, хотели именно этого, пусть и не все смогли бы это правильно сформулировать. Новой политики. Из старой они были вытеснены: в большей степени – властью, в меньшей – прямолинейностью, радикализмом оппозиции.

Новое качество политики заключается, в частности, в том, что она отражает сложную структуру общества. Партии уже не придумывают себе электорат, а выступают от имени социальных групп. Различия между электоратом «Единой России», КПРФ, эсеров или ЛДПР сегодня скорее не социальные, а эмоциональные.

Новое качество политики заключается в столкновении образов, видений страны, а не в конкурсах на лучший способ избавиться от Путина. Каким должно быть образование? Медицина? Налоги? Что допустимо и что недопустимо в публичном пространстве? Какие эффективные способы борьбы с коррупцией можно сегодня предложить? Что делать с бюрократией? «Большое» или «малое» правительство? Люди посмотрели друг на друга 10 и 24 декабря. Теперь им пора поговорить друг с другом о главном. Теперь нужно сделать так, чтобы интерес этих людей к политике сохранился. Политика должна их касаться. Она касается их, когда речь идет о чести и достоинстве, но не когда мейнстримом становится битва элит или противостояние тусовки правящей элите.

Отношение к уступкам Медведева в среде критически мыслящих граждан осторожное. Скептичное. Недоверчивое. Это, в общем, правильно, нельзя забывать о том, что правящая элита не хочет проигрывать. Но. Есть одно «но». Упрощение процедуры регистрации партий создает гораздо больше предпосылок для появления новых политиков, чем череда митингов. Регистрация – это первое, чем должны заняться организаторы и участники декабрьских протестов.

Улица и толпа не рождают качественно новых политиков. Они могут родить, например, второго Путина. Не Путина 2.0, а именно аналог. О Путине 2.0 в субботу говорили Алексей Кудрин и Ксения Собчак. Они говорили о тактике давления на власть вместо упразднения правящей элиты. Их освистали. Ничего удивительного. На улице и на площади о таких вещах не говорят.

10 и 24 декабря были праздниками солидарности. Толпа, к слову, не бывает солидарной, только индивидуумы, личности на это способны. Теперь ситуативное единство нужно перевести в режим длительного спора.

В этом споре не родятся истины. Но в нем может родиться новый консенсус. Родиться новое понимание политики как таковой. Новая политическая мораль, новые ценности и барьеры. И элита, которая придет на смену нынешней, принесет с собой не только новые имена, но и принципиально иную культуру.

Кто как, а лично я выходил на Болотную площадь и проспект Сахарова за культурой. За наполнением пустых мехов российской политики. И выйду еще, если потребуется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1601
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1338
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1720
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1673

Другие новости