0
1865

22.12.2011 00:00:00

Связанные одной целью

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, фестиваль, петербург, рязань


театр, фестиваль, петербург, рязань Сегодня и не верится, что когда-то Марк Розовский и его актеры-любители были чуть ли не главными ньюсмейкерами театральной Москвы.
Фото с сайта театра «У Никитских ворот» и Алексея Калужских (НГ-фото)

Подводя итоги года, понимаешь вдруг, что все, даже самые лучшие премьеры (мягче скажу – почти все) так и остались в тени скандалов года и проявившихся в этих скандальных историях системных проблем нашего театра. Но среди редких приятных, даже радостных театральных переживаний года не хочется потерять любительские театры. В конце сентября в Петербурге прошел уже четвертый по счету Международный фестиваль любительских театров. Кстати, когда вернулся из Петербурга в Москву, пришла по почте новость – в Рязани готовится фестиваль, тоже любительских театров. Значит, сегодня круг этот не так уж узок, если один за другим собираются фестивали. Как Россия прирастает Сибирью вот уже 300 лет, так и русский театр прирастает и жив любителями, лет 150, не меньше, профессиональная школа сильно старше, но кадров на всех ковать, конечно, не успевала.

Так вот. Фестиваль в Петербурге – замечательный, в жюри, которым руководил Георгий Тараторкин, у нас, по-моему, сильных расхождений не случалось, напротив, день ото дня только прибавлялось энтузиазма: хорошо-то как! Дело не всегда было в качестве спектаклей, хотя хорошие спектакли тоже были.

Был очень любопытный спектакль «Ожидание» по стихотворению Роберта Рождественского – примерно на час, качественный современный танец, три актрисы-танцовщицы – три ипостаси одной героини, это из Минска, Студенческий экспериментальный театр ArtVoyage. Еще один танцевальный театр приехал из Польши, показал спектакль «Утопленница» – по разным вместе сложенным фольклорным и сказочным сюжетам. Очень хороший актер играл в клайпедском спектакле «Ведьма» по рассказу Чехова (театр «Ребус»), запомнилась Елена Новоселова из «Последней женщины сеньора Хуана» петербургского театра «мАрт», она, кстати, получила премию за лучшую женскую роль.

Санкт-Петербург, какие-то его муниципальные структуры уже не первый год поддерживают фестиваль, но идея принадлежит Юрию Ерофееву, он же с самого начала тянет большую часть груза, такой вот пример государственно-частного партнерства. Актер-любитель и любитель любителей. Редкий, даже редчайший случай: на фестивале в Петербурге все театры-участники проводят все время с первого до последнего дня, имея возможность не только себя показать, но и других посмотреть. Фестиваль, я никак не скажу, называется «Театр начинается┘» (и все, кто приезжает, получают в подарок вешалку, которую в театре на недосягаемую высоту поднял, как известно, сам Константин Сергеевич Станиславский).

Ну, фестиваль, и что? После этого в Москве прошел NET, с ним одновременно – «Сезон Станиславского», впереди, как обычно, очередная «Золотая маска». Но ведь и «Маска» начинает смотреть в эту сторону, в известном смысле Театр.doc – принципиально любительский, хотя вот в новом спектакле Дока играет выдающаяся актриса Ирина Савицкова, безо всякого преувеличения – выдающаяся, но видно же, что худруку этого театра Михаилу Угарову важнее профессиональных умений и навыков – «безактерство», то, что он так красиво назвал ноль-позицией.

Любители – особенно в наше время, когда кризис государственного репертуарного театра не то что налицо, о нем не сказал и не слышал только ленивый, люди в театр не ходят, а про кризис все знают, – так вот любители в этой ситуации имеют несомненную фору. Можно вспомнить, как рождался театр «У Никитских ворот», а до того – гремел на всю Москву его же, Марка Розовского, Студенческий театр МГУ... Любительский театр – он «с идеей», да, там есть энтузиазм, который выдыхается так же стремительно, как, помню, московский одеколон «Мэр», но энтузиазм в любительском театре – приложение к идее. Кому-то это напоминает сектантство, но всякий настоящий театр соединяется и живет очень часто по законам, близким раннехристианским катакомбным общинам. Глаза горят – это бывает, но в театре вызывает не страх, не чувство опасности, как с сектантами, а наоборот – уважение, даже восторг.

В этих театрах чувствуется и виден смысл, осмысленное существование. Как в «мАрте» – сами оборудовали подвал, по качеству, честно, почти не уступающий, правда, не сегодняшней, но вчерашней (что тоже неплохо) «Табакерке», играют по выходным, потому что в остальное время работают – кто где. После спектакля – общий стол для актеров и зрителей. Кто-то тут же вспомнит Евстигнеева из «Берегись автомобиля». Про Ермолову, которая бы играла намного лучше, если бы с утра стояла у шлифовального станка. Ермолова, известно, и без этого играла неплохо. А вот с тем, что театр без какой-то объединяющей идеи загибается, умирает, а эти любительские – все были живые, с этим тоже не поспоришь. Ни бюджет, ни дотация не помогут, даже очень большие деньги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1466
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1189
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1170
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1413

Другие новости