Сегодня и не верится, что когда-то Марк Розовский и его актеры-любители были чуть ли не главными ньюсмейкерами театральной Москвы.
Фото с сайта театра «У Никитских ворот» и Алексея Калужских (НГ-фото)
Подводя итоги года, понимаешь вдруг, что все, даже самые лучшие премьеры (мягче скажу – почти все) так и остались в тени скандалов года и проявившихся в этих скандальных историях системных проблем нашего театра. Но среди редких приятных, даже радостных театральных переживаний года не хочется потерять любительские театры. В конце сентября в Петербурге прошел уже четвертый по счету Международный фестиваль любительских театров. Кстати, когда вернулся из Петербурга в Москву, пришла по почте новость – в Рязани готовится фестиваль, тоже любительских театров. Значит, сегодня круг этот не так уж узок, если один за другим собираются фестивали. Как Россия прирастает Сибирью вот уже 300 лет, так и русский театр прирастает и жив любителями, лет 150, не меньше, профессиональная школа сильно старше, но кадров на всех ковать, конечно, не успевала.
Так вот. Фестиваль в Петербурге – замечательный, в жюри, которым руководил Георгий Тараторкин, у нас, по-моему, сильных расхождений не случалось, напротив, день ото дня только прибавлялось энтузиазма: хорошо-то как! Дело не всегда было в качестве спектаклей, хотя хорошие спектакли тоже были.
Был очень любопытный спектакль «Ожидание» по стихотворению Роберта Рождественского – примерно на час, качественный современный танец, три актрисы-танцовщицы – три ипостаси одной героини, это из Минска, Студенческий экспериментальный театр ArtVoyage. Еще один танцевальный театр приехал из Польши, показал спектакль «Утопленница» – по разным вместе сложенным фольклорным и сказочным сюжетам. Очень хороший актер играл в клайпедском спектакле «Ведьма» по рассказу Чехова (театр «Ребус»), запомнилась Елена Новоселова из «Последней женщины сеньора Хуана» петербургского театра «мАрт», она, кстати, получила премию за лучшую женскую роль.
Санкт-Петербург, какие-то его муниципальные структуры уже не первый год поддерживают фестиваль, но идея принадлежит Юрию Ерофееву, он же с самого начала тянет большую часть груза, такой вот пример государственно-частного партнерства. Актер-любитель и любитель любителей. Редкий, даже редчайший случай: на фестивале в Петербурге все театры-участники проводят все время с первого до последнего дня, имея возможность не только себя показать, но и других посмотреть. Фестиваль, я никак не скажу, называется «Театр начинается┘» (и все, кто приезжает, получают в подарок вешалку, которую в театре на недосягаемую высоту поднял, как известно, сам Константин Сергеевич Станиславский).
Ну, фестиваль, и что? После этого в Москве прошел NET, с ним одновременно – «Сезон Станиславского», впереди, как обычно, очередная «Золотая маска». Но ведь и «Маска» начинает смотреть в эту сторону, в известном смысле Театр.doc – принципиально любительский, хотя вот в новом спектакле Дока играет выдающаяся актриса Ирина Савицкова, безо всякого преувеличения – выдающаяся, но видно же, что худруку этого театра Михаилу Угарову важнее профессиональных умений и навыков – «безактерство», то, что он так красиво назвал ноль-позицией.
Любители – особенно в наше время, когда кризис государственного репертуарного театра не то что налицо, о нем не сказал и не слышал только ленивый, люди в театр не ходят, а про кризис все знают, – так вот любители в этой ситуации имеют несомненную фору. Можно вспомнить, как рождался театр «У Никитских ворот», а до того – гремел на всю Москву его же, Марка Розовского, Студенческий театр МГУ... Любительский театр – он «с идеей», да, там есть энтузиазм, который выдыхается так же стремительно, как, помню, московский одеколон «Мэр», но энтузиазм в любительском театре – приложение к идее. Кому-то это напоминает сектантство, но всякий настоящий театр соединяется и живет очень часто по законам, близким раннехристианским катакомбным общинам. Глаза горят – это бывает, но в театре вызывает не страх, не чувство опасности, как с сектантами, а наоборот – уважение, даже восторг.
В этих театрах чувствуется и виден смысл, осмысленное существование. Как в «мАрте» – сами оборудовали подвал, по качеству, честно, почти не уступающий, правда, не сегодняшней, но вчерашней (что тоже неплохо) «Табакерке», играют по выходным, потому что в остальное время работают – кто где. После спектакля – общий стол для актеров и зрителей. Кто-то тут же вспомнит Евстигнеева из «Берегись автомобиля». Про Ермолову, которая бы играла намного лучше, если бы с утра стояла у шлифовального станка. Ермолова, известно, и без этого играла неплохо. А вот с тем, что театр без какой-то объединяющей идеи загибается, умирает, а эти любительские – все были живые, с этим тоже не поспоришь. Ни бюджет, ни дотация не помогут, даже очень большие деньги.