0
2425

09.09.2011 00:00:00

Пересдача сданного экзамена

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин, обозреватель при главном редакторе НГ

Тэги: медведев


медведев

Ожидалось, что на Ярославском форуме президент Медведев выступит с каким-то важным заявлением. И он не то, чтобы не сказал ничего существенного, просто┘ Скажем так, ноосфера не оскудела бы критически, займись Медведев в этот день исключительно проблемами авиации и откажись выступать.

Медведев не сказал, что будет делать весной 2012 года, и не сделал ни единого прозрачного намека на якобы принятое на сей счет решение. Других важных заявлений от него никто не ждет, и точка.

После ужасающего палаточного заседания, на котором Медведев спросил Левитина, сколько авиакомпаний нужно России, спешить заявлять о президентских амбициях не нужно. Медведев спешить не стал.

Вместо этого он сказал правильные, в общем, слова – о необходимости децентрализации власти, о том, что нельзя глушить критику и маршировать стройными рядами в светлое будущее, о том, что государство должно следовать за общественными трендами, о том, как важно быть не таким, как все, о сложности государства.

Просто эти мысли ни для кого откровением давно не являются, и то, что Медведев может произнести с трибуны такие слова, тоже никого не удивляет.

Ведь мы ждем чего? Мы ждем, что Медведев придал обозначаемым проблемам конкретное политическое измерение.

Модернизационные тексты Медведева построены так, как если бы он с кем-то полемизировал. Вот он говорит о реакционных и ультраконсервативных идеях, вот он намекает на неких близоруких людей, которые считают, что в стране все неплохо и менять ничего не нужно.

Но кто эти люди? Где носители реакционной идеологии? Где они работают? Они работают в правительстве, заседают в Думе, владеют влиятельными СМИ, банками?

Если речь идет о людях, которые ни модернизации, ни инновациям, ни прочим «циям» помешать не могут, то к чему эта полемика? Они вообще не заслуживаю упоминания.

Если эти люди – препятствие для прогрессивной стратегии Медведева, то┘ Дмитрий Анатольевич, вы публичный политик. Если у вас, публичного политика, есть видение страны, и если вам кто-то мешает претворять его в жизнь, то обозначьте конфликт. Где хорошие парни, где плохие.

Объем, масштабы вашей власти, ваша легитимность в качестве модернизатора – все это напрямую зависит от избирателя. От вашего сторонника, единомышленника, в том числе. Ему надо подсказать, как вам можно помочь, и для этого нужно предельно прояснить картину, схематизировать действительность. Хочешь, чтобы страна была современной – голосуй за А против Б.

Но Медведев не говорит «Б». Он обозначил стратегические цели России. Их можно перечислить. Это создание современного демократического государства. Это сохранение территориальной целостности страны. Это общество без насилия и бедности. Это свободное общество свободных людей.

Президент обозначает цели, но каждое программное заявление Медведева оставляет ощущение их недостижимости. Почему? Да потому, что инерция, препятствующая развитию, обозначена. А как с ней бороться и как ее победить – нет.

Когда Медведев говорит, что закручивать гайки не нужно, кого он имеет в виду? Он спорит с Путиным? Десять человек поймут это, еще сто прочитают их тексты, из них тридцать согласятся. А политика только тогда становится эффективным инструментом перемен, когда оперирует ясными месседжами, а не шифрованной перепиской участников процесса.

У нас все за модернизацию. Это бонтон. Президент, кажется, доволен. Он считает это своим достижением, хотя в действительности это поражение. Политическое предложение, видение, программа должны формулироваться так, чтобы вычленять общественные противоречия, делать их зримыми, побуждать людей к тому, чтобы быть за или против. На словах все политики за модернизацию имени Медведева, а обществу она безразлична.

Медведев критикует национализм. В этом я его сторонник. Но почему национализм становится популярной политической программой? В том числе и потому, что обозначает не только проблему, но и перспективу, технологию ее решения, логику конфликта. Именно поэтому вокруг кавказцев или таджиков в России можно строить политику, а вокруг медведевской модернизации – нет.

Когда Медведев впервые выступил против сырьевой экономики и за модернизацию, современное общество, он сдал экзамен. Зачем его пересдавать в таком случае? Раз за разом перед одной и той же экзаменационной комиссией?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1040
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1287
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1172
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1161

Другие новости