0
919

04.06.2011 00:00:00

Без Путина - никак

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин, обозреватель при главном редакторе "НГ"

Тэги: путин, власть, оппозиция


Главное в проекте Евгении Чириковой и Алексея Навального «Антиселигер» - приставка «анти». Я вовсе не считаю ни Чирикову, ни Навального нигилистами или негативистами. Негативным является язык, и только такой язык сегодня способен консолидировать оппозиционный кластер. На сайте «Антиселигера» пока нет списка участников, но ведь мы можем начать перечислять предполагаемых – и угадаем с точностью до 90%.

Язык – поле, на котором утверждаются идеологические, политические победы. Если атеист называет себя «безбожником», значит Церковь победила. Почему? Да потому, что навязала ему свой язык. Он изъясняется, используя ее категории.

Российская несистемная оппозиция, конечно, не называет себя «компрадорами», «шакалами», «слугами Вашингтонского обкома» или «пятой колонной». Здесь все гораздо тоньше: оппозиционность перестает быть временной характеристикой и становится характеристикой экзистенциальной.

На сайтах «Эха Москвы» и «Ежедневного журнала» развернулась небольшая дискуссия о том, как победить движение «Наши». Тоня Самсонова, к примеру, предлагает создавать альтернативные «социальные лифты» и перечисляет их признаки. Виктор Шендерович, оппонируя ей, утверждает, что достаточно избавиться от путинско-сурковского элемента, и все само-собой встанет на место: и лифты, и структуры, и институты.

По сути, налицо две оппозиционные философии – и обе фиксируют победу Путина (Путина как имени системы) на российском политическом поле.

Философия №1 утверждает, что Путин трансформировал российское общество определенным образом или же помог прояснить существующую в нем систему запросов, установок, ценностей, и российской оппозиции теперь придется играть по правилам этой измененной или же проясненной реальности.

Философия №2 полагает, что российским обществом управляют универсальные законы, никоим образом не зависящие от Путина, что в России уже была сформирована (в 90-е) или неизбежно будет сформирована нормальная политическая система, нужно просто выдернуть сорняк, сдернуть пелену и т.п.

Таким образом, любое политическое действие в России производится либо Путиным, либо (это наименее популярный вариант) с учетом того, как Путин трансформировал общество, либо против Путина. Даже если мы представим себе фантастический сценарий победы несистемной оппозиции на выборах, в ее языке по-прежнему будет доминировать Путин – как то самое явление, которое оппозиция продолжает преодолевать.

Второй вариант оппозиционной философии, как кажется, совершенно не фиксирует победу Путина. Но это лишь на первый взгляд. В действительности, именно эта философия и порождает негативистский язык. Добрые 70-80% тезисов, слоганов, инициатив оппозиции негативны. Их лейтмотив – очищение. От коррупции, от бюрократии, от однопартийности, от цензуры, от «полицейщины». Это философия чистки луковицы, слой за слоем.

Примечательно, что внутри этого негативизма нет стройного, внятного, позитивного видения другой России. Эта другая Россия должна восстать из луковых очисток. Значит, вся политика оппозиции рискует быть сведенной к манипуляциям с луковицей.

Оппозиция не может без Путина. День, когда она вдруг проснется в России без Путина, станет для нее кошмарным. Президент-в-прошлом (и, возможно, президент-в-грядущем) парадоксальным образом облегчает ей консолидацию электората. Путин – символ режима. У разных людей находятся разные причины быть недовольными режимом. Путин как образ эти причины аккумулирует. Объединение против Путина, т.е. против системы, не требует нюансировки запросов и претензий. Конкретизация начнется потом – и не факт, что оппозиция с этой конкретизацией справится.

Мы ведь уже это проходили. Путин и «Единая Россия» наращивали мощь, объединяя электорат против воспоминаний о 90-х. Когда 90-е были побеждены, начались нюансы. Выяснилось, что 90-е не устраивали значительную часть электората не огульно, а специфически. Режим, против которого сейчас пытается объединять оппозиция, родился именно из неспособности справиться с разнообразием мнений – и это воз он тянет до сих пор.

Приверженцы оппозиционной философии №2 (доминирующей, между прочим), борясь за Россию без Путина, делают все для того, чтобы повторить его ошибки. Они не всегда видят за Путиным объективную социальную реальность, никогда не видят в Путине партнера по переговорам и коалициям. Как итог, избавившись от Путина, они придут к тому же, к чему пришел он: политическую систему, ту самую, демократическую, с партиями, отражающими интересы различных социальных групп, придется порождать из самих себя.

Потому что ее не существует, этой системы. И никакое снятие «путинской пелены» не откроет то, чего нет. Нет состязания позитивных программ. Есть борьба против прошедших десятилетий, людей и явлений, ими порожденных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1140
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1010
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1201
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1140

Другие новости