Надписи на этикетках не всегда достоверны.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Полтора года назад была отменена обязательная сертификация продуктов питания, посуды и косметики. В осуществление принципа, что не надо «кошмарить» бизнес. Теперь ГОСТы необязательны, а технические условия не являются единым стандартом. Предполагалось также, что цены снизятся – производителям ведь не придется тратиться на экспертизу, ну и на взятки проверяющим...
Одним словом, было принято решение считать нашу торговлю достаточно цивилизовавшейся, вроде как европейской. И вот с февраля 2010 года сертификация добровольная. Как во всем мире. С маленькой разницей – там ни одна торговая точка без сертификата не возьмет товар на продажу. В выдаваемом сертификате подробно расписано, что включено в эту продукцию, какие компоненты и материалы применялись при производстве. В Европе, кстати, с 1 января 2010 года вступила в силу новая директива, которая, наоборот, ужесточает требования к продуктам. Сначала безопасность и качество продукции гарантирует изготовитель, потом импортер и, наконец, дистрибьютор.
У нас же можно вполне обойтись без сертификата или попросту купить его, на упаковке товара указать какой угодно состав, а продавать совсем другое. Да и наличие сертификата ни о чем не говорит. Кто его выдавал, что за лаборатория проводила экспертизу – неизвестно. По данным Ростеста, до 80% продаваемых на территории страны товаров не соответствует нормам безопасности и качества.
Плановую проверку разрешается проводить один раз в три года, причем предупредить о проверке за две недели. Штрафы за просроченные товары ничтожные – 20 тыс. руб. Проверить продукт сложно. Внеплановые проверки проводятся лишь по представлению прокуратуры после инцидентов, то есть когда отравилось человек 20 зараз. На днях журналисты трех телевизионных каналов пытались снять сюжет о просроченных продуктах в универсаме «Пятерочка», так их выгнали – да еще избили охранники.
В нынешней ситуации за продуктами надо отправляться, имея в запасе много времени и лупу в кармане – чтобы не только разглядеть срок годности, но и прочитать напечатанную мельчайшим шрифтом информацию о составе. Впрочем, и это не дает никакой гарантии в отношении доброкачественности. И срока годности тоже. Сама недавно возвращала в супермаркет припахивавшую семгу. Чек, по счастью, сохранился, поэтому деньги вернули без звука, но снять с продажи всю партию решительно отказались: «Смотрите, срок хранения не истек, вам просто случайно попался неудачный кусок». Полчаса переговоров к консенсусу не привели, больше у меня времени не было, и с чувством своего гражданского поражения я отступила.
На недавней пресс-конференции «Социальная безопасность страны: продукты питания, лекарства, косметика» Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, привел шокирующие цифры: из 1200 компаний на добровольную сертификацию пошли лишь 30. Сертификатов около 26–27 тыс., но настоящих из них только 3%. Кто выдавал остальные сертификаты, как проводилась проверка безопасности, доброкачественности – неизвестно. В стране нет единого органа аккредитации лабораторий. Закон об аккредитации, подготовленный Минэкономразвития РФ, по мнению Геннадия Воронина, не годится. В Европе поставлена задача довести обязательную сертификацию товаров до 75–78%, у нас пошли на то, чтобы сузить количество их до 23%. Никто ни за что не отвечает. По новому положению, министерства отвечают только за политику.
«Проблема возникла давно», – отмечает Леонид Тавровский, председатель совета директоров НП «Национальный проект «Россия против контрафакта». Предложили нескольким телекомпаниям передачу «Осторожно, подделка!», в которой советовали бы конкретно, какой товар и где не надо покупать, – никто не согласился: затаскают по судам. По той же причине не стали вводить «Страничку бракодела» в журнале «Стандарты и качество» – перспектива проводить время в судах до самой смерти.
Недоброкачественная футболка или обувь – это плохо, конечно, но можно пережить. А недоброкачественную колбасу можно и не пережить. Как и недоброкачественные лекарства. Отменить обязательную сертификацию их пытались, но пока это не удалось. Однако о качестве того, что продается в аптеках, лучше не задумываться. Один из наших крупных кардиологов советует своим пациентам, если есть возможность, привозить лекарства из-за границы. О фальсификации препаратов писали много, производителей ловили за руку, но никто ни разу наказания не понес. В Турции, между прочим, за это дают пожизненное заключение.
На пресс-конференции объявили о создании общероссийского проекта «Знак здоровья» с целью выявления лучших и наиболее качественных товаров, относящихся на бюрократическом языке к сегменту «Здоровье и красота», то есть продуктов питания и косметики. После квалифицированной независимой экспертизы каким-то товарам будет присуждаться «Знак здоровья», и эти товары можно будет покупать без опаски. Идея сама по себе неплохая в отсутствие государственного контроля, но малореальная. Лучше было бы постараться вернуть сертификацию всего, что мы едим и пьем и наносим на лицо и тело.
Пока же в Госдуму внесен законопроект, в соответствии с которым за продажу просроченных продуктов налагается штраф в 700 тыс. руб. или приостанавливается деятельность магазина до 90 суток.