Когда националисты собираются на Чистых прудах под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!», возникает чувство, что мы упустили кое-что важное, причем упустили, боюсь, безвозвратно. «Мы» - это те, кто хотя бы пытается подавить в себе ксенофоба. Я уже не говорю о тех, кто не страдает ксенофобией вовсе.
Кое-что мы упустили еще раньше. Когда словосочетание «нелегальная иммиграция» срослось с аббревиатурой ДПНИ.
Многие понятия в нашей жизни срастаются с контекстом настолько плотно, что не оторвешь, а если и оторвешь, то побрезгуешь взять в руки. Не решаешься, к примеру, без оговорок назвать себя патриотом. Оговорки нужны, потому что без стеснения, громко, часто, колотя себя в грудь, патриотами называют себя фашисты, православные фундаменталисты, политические демагоги, неосталинисты. Выловить патриотизм из этого варева подчас так сложно, что не хочется даже за это браться.
В случае с митингом националистов, а ранее с ДПНИ произошло следующее. Нелегальная иммиграция – это настоящая проблема, а не плод больного ксенофобского воображения. Точно такой же настоящей проблемой являются дотационные регионы. И вот общество – через собственную лень и безразличие, через пассивность государства – постепенно отдает эти проблемы на откуп националистам.
Как итог, в публичное, дискуссионное пространство серьезные вопросы вбрасываются в виде примитивных, а порой и откровенно кретинских лозунгов. Лозунг «Хватит кормить Кавказ!», в общем, именно таков. За ним не видно сути.
А суть такова, что в бюджетах некоторых субъектов РФ доля федеральной помощи превышает 80%. Эти субъекты не наращивают налогооблагаемую базу бюджетов, а расходование ими финансовой помощи непрозрачно. Это «черные дыры», и республики Северного Кавказа – среди них. Не только они, конечно, и во многом поэтому тот лозунг, под которым националисты собираются на Чистых прудах, уводит в сторону от проблемы.
Тем не менее, Кавказ стоит особняком. Дозволенная непрозрачность в распределении дотаций – это плата. Причем это не плата за спокойствие – его в регионе как не было, так и нет. По сути, это попытка (весьма успешная, надо сказать) откупиться от местной коррумпированной элиты, которая потенциально может возглавить новый бунт против центра. Или спокойно следить за тем, как этот бунт назревает.
Центр покупает спокойствие для себя. От этого страдают чеченцы, дагестанцы и ингуши, не имеющие работы. От этого страдают налогоплательщики из других российских регионов, наблюдающие за тем, как их честно заработанные деньги спускаются в унитаз. Звучит как клише, но порой клише оживают и больно кусают за зад и пятки.
Грозненские власти покажут вам грандиозную мечеть и скажут, что это символ чеченского благополучия. Лично для меня символом чеченского благополучия являются цифры. Например, 45% безработных. Надеюсь, кто-нибудь из них получил бесплатный билетик на матч, в котором Кадырову в тренировочных штанах противостояла сборная бразильских ветеранов в элегантных шортах?
Когда чеченское МВД заказывает себе Porsche Cayenne, ты понимаешь, что платишь за это. Платишь за то, чтобы сын твоего соседа не воевал в горах. Грубо? Грубо. Но, если порыться, наружу извлечешь именно такую грубую логику.
Разве это проблема, которая волнует только националистов и ксенофобов? Нет, это проблема, которая должна волновать любого гражданина и любого налогоплательщика. И жителей республик Северного Кавказа – не в последнюю очередь. Вот кто должен был собраться в субботу на Чистых прудах.
А собрались националисты. И теперь, если ты заговоришь о проблеме дотационных регионов, тебе придется делать одну оговорку за другой. Ты не то имел в виду. И ты вовсе не поддерживаешь тех, которые говорят то, то и еще вот это. Иначе тебя заклеймят фашистом. Все. Этикетка наклеена. Тема дискредитирована.
Может, для этого и молчали те, кто принимает политические и прочие важные решения в нашей стране? Ждали, пока критиковать сложившийся порядок вещей станет неприлично?