Вход во ВГИК. Там, за дверью, куются кинокадры.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Во вторник в Санкт-Петербурге прошло первое мероприятие Национального форума «Кино России 2020» – конференция «Проблемы и перспективы развития кино России». Организаторами конференции выступили: комитет Государственной Думы по культуре, проект «КИНОКЛУБ: культура, образование, коммуникации», Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Говорили много, секретов не поведали, откровений не получилось.
До того как полностью устремить свой взгляд в светлейшее будущее отечественного кинематографа, организаторы форума «Кино России 2020» решили худо-бедно познакомить пришлых журналистов и прочих гостей с актуальным положением вещей. На примере вуза, который желает видеть себя, если верить услышанному, главным конкурентом Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК).
Тут, пожалуй, приходится перейти к торжественной презентации Петербургского государственного университета кино и телевидения, однако особого желания останавливаться на ней нет. Из-за общей стилистики, хорошо нам известной по документальным киносъемкам советского времени, где с невероятным воодушевлением рассказывается о достижениях народного хозяйства и производства. Гораздо интереснее было вслушиваться в отдельные реплики выступающих. Например, когда с приветственным словом обратилась вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова (говорила она больше про культурную значимость Северной столицы), мы с немалым удивлением узнали, что Алексей Герман-старший сейчас заканчивает свой первый за последние 20 лет фильм, и фильм этот – детский. Еще интереснее было выловить в университетских коридорах студентку первого курса и побеседовать с ней коротко о том, как здесь ей учится. Учится-то ей, может быть, и неплохо, даже интересно. Но вот незадача: когда поступали, бюджетных мест было совсем мало, потом чуть-чуть увеличили, правда, зачислили на них людей, вероятно, не очень любивших кино и не сильно стремившихся учиться в этом вузе. Некоторые из них сразу после первого семестра отчислились, а их бюджетные места сократили.
Во втором отделении программы, на конференции, где, собственно, и дошли до проблем и перспектив развития кино России, интереса поубавилось. Олег Иванов (компания «Маркет Репорт») в очередной раз указывал на свои статистические данные по 2010 году, которые свидетельствуют о несбывшихся благоприятных прогнозах в отношении отечественной киноиндустрии. К случаю и не к случаю поминали проект «КИНОКЛУБ: культура, образование, коммуникации» по «кинофицированию» российской глубинки. Доводы в поддержку приводились самые разные. Даже такие, очень эмоциональные: «В малых городах, обделенных духовностью, раньше было пьянство, а теперь еще пришли наркотики, если там будет кино - будет альтернатива». Исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков снова обтекаемо и со всегдашней напористой уверенностью рассказывал о задачах вверенного ему важного института перераспределения господдержки (о чем и мы писали неоднократно). Еще говорил, как важно собираться на таких вот форумах. Единственно примечательное – он пообещал, что осенью следующего года можно будет обсудить результаты деятельности его фонда, и в этом уже больше конкретного, чем обычно.
А так обличали пиратство (не самая большая беда на самом деле), много распространялись про важность освоения 3D-технологий. И впечатление такое, будто лишь нашим специалистам невдомек, что, несмотря на повышенное зрительское внимание сейчас, со временем 3D уйдет в узкий сегмент, станет уделом фильмов, где действительно с точки зрения формы и содержания оно оправданно. Про форму и содержание беседовали отдельно и вывели: первая в нашем кино должна быть универсальной (понятной и зарубежному зрителю), второе – выраженно российским. Пришелся в кон четкий и дельный, как всегда, комментарий продюсера Сергея Сельянова, который как раз, хоть и ненадолго, вывел дискуссию в нужное русло и заговорил о проблемах обучения: «Советская система кинообразования занималась духовным образованием художника. Профессионализм придет, главное – расширить сознание. Оказывается же, главное – выучить профессионала, научить его ремеслу, а талант – он от Бога». Когда у нас будут готовить профессионалов, тогда, по словам Сельянова, и возникнет пласт негениальных, но крепких фильмов среднего уровня.
Что до коэффициента полезности, пока что единственный положительный момент конференции связан с тем, что встретились и обсуждали, что сквозь обильное многословие удалось прорваться нескольким умным, осмысленным с точки зрения живой практики высказываниям. Приведет ли это к чему-то большему, вопрос другой.