В культуре, я глубоко убежден, кадровые решения непременно надо не то что со всеми согласовывать, но обязательно – объяснять. И когда назначают, и особенно когда снимают, хорошо бы объяснять – почему.
На мой взгляд, Сергей Ильич Худяков, который руководит не первый год столичным департаментом культуры, избрал путь неверный. С одной стороны, он старается действовать с максимальной осторожностью, с другой стороны – максимально скрытно, комментариев от него добиться невозможно, всякий раз он мягко, осторожно, я бы сказал, тайными тропами уходит от ответа. Отсылает к пресс-службе. А там замечательная, интеллигентная женщина, тоже, конечно, с опытом работы в этой области, недоумевает: «Ну, как же так, серьезные, глобальные вопросы вас не волнуют, а мелочи какие-нибудь – так непременно нужен комментарий». Говорит, на днях они собираются принять какую-то судьбоносную концепцию развития культуры в Москве – будут рады, если мы расскажем. Расскажем, конечно, – отчего же не рассказать, раз дело судьбоносное.
Помню, на излете перестройки все автобусы, троллейбусы и трамваи обклеены были объявлениями о визите какого-то американского проповедника, крупными буквами: «Человек, который умеет говорить с людьми». Я не слышал этого проповедника, не знаю, правду ли о нем написали или нет, – на мой взгляд, руководителю департамента культуры непременно надо уметь разговаривать с людьми.
В декабре, например, за полгода до истечения контракта уволили худрука и главного дирижера оркестра «Русская филармония» Максима Федотова. Хороший он дирижер или плохой – конечно, важно. Если все согласны, что плохой и опыта соответствующего не имеет, объясните – зачем назначили несколько лет тому назад. Если при нем концерты стали собирать полные залы – не где-нибудь, а в Доме музыки, большой Светлановский зал, – объясните, что он такого страшного сотворил, чтобы не подождать полгода до конца контракта? Не туда палочкой махнул? Приставал к скрипачке? К альтисту?! Задаю вопрос – не дают ответа, предлагают перезвонить, а у того, кому предлагают звонить, совещания с утра до вечера, а Худяков, как было сказано выше, мягко и тайными тропами – и снова нет его, след простыл.
Очередная новость: уволили директора театра «Школа драматического искусства» Алексея Малобродского. Он мне не сват, не брат, даже не дальний родственник, нет у меня с ним совместного бизнеса ни в России, ни за ее пределами. Звоню ему: за что? Он говорит – никаких претензий не было предъявлено. Не сразу, тем не менее и в Департаменте удалось получить более или менее официальную точку зрения: договор расторгнут на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса – по соглашению сторон. Не услышал я в голосе Малобродского согласия и понимания...
Да и как понять? Премьеры – выпускались, спектакли – игрались, публика – ходила, номинации на премии разные – были, много. Премии – тоже есть. В этом году на «Золотую маску» выдвинуты два спектакля, оба в номинации «Эксперимент», «Гвидон» Александра Огарева и «Тарарабумбия» Дмитрия Крымова. В театре недавно прошел очередной Метнеровский фестиваль, в котором участвует выдающийся пианист Борис Березовский и т.д. Если начать перечислять, неминуемо захочется спросить в конце списка: если не Малобродский эффективный театральный менеджер, то кто тогда? Его назначили руководить театром в самый момент раздрая. Уехал Анатолий Васильев, в перспективе маячила смерть, в лучшем случае – медленное тление. Дмитрий Крымов, которого пригласил в свое время Васильев, вполне мог развернуться и уйти. Остался, выпускает спектакль за спектаклем, о которых каждый раз говорит вся Москва.
Со слов Малобродского, накануне 23 февраля его вызвали в департамент культуры и сообщили, что с ним решено прекратить отношения, попросили написать заявление об уходе. Когда в ответ услышали про незавершенные дела (через две недели – очередная премьера, затем – какие-то проекты, в том числе международные), предъявили приказ о прекращении трудовых отношений по решению учредителя. «Соглашение сторон» возникло чуть позже. В итоге у бывшего директора «Школы драматического искусства» на руках – два варианта расставания, в порядке поступления.
В департаменте меня, уберегая от непроверенной информации, заверили, что назначенная новым директором Ольга Соколова не будет совмещать директорство в «Школе драматического искусства» с прежней своей работой – в Учебном театре ГИТИСа, совмещение будет, но временное, пока передает дела.
Про Ольгу Соколову в самом ГИТИСе ничего хорошего мне не рассказали. Такого бы, что не вызывало сомнений: с таким кризисным менеджером можно в огонь и в воду. Лично у меня при каждом посещении этого легендарного подвала в Большом Гнездниковском переулке оставалось ощущение какой-то самодельности, простительной, конечно, если относиться к театру как к сугубо студенческому делу. Департамент культуры заключил с ней договор на год, как со многими другими новыми людьми, хотя, с другой стороны, что можно успеть и узнать в новом театре за год?
В отсутствие официальных разъяснений множатся слухи. А может, дело в том, что в «Школе драматического искусства» отмечал день рождения один важный министр и ему не понравилось? Или не ему, другому? Ни тот, ни другой сюжет к жизни театра отношения не имеет. А директора – «ушли». Другим наука. Наука в чем?
Еще одна свежая история – с Театром Маяковского. Долго тянули, не знали, что делать, надеялись рассосется. Не рассосалось. Теперь департамент культуры решил ввести в театре двуначалие и отказаться от услуг нынешнего директора, родного брата Сергея Арцибашева, худрука. А когда разрешали братьям руководить театром, неужели не думали, что к хорошему этот родственный союз не приведет? Спросить не у кого!