Прокуратура Дзержинска Нижегородской области занялась-таки расследованием истории, получившей широкий общественный резонанс. Там в качестве меры по борьбе с африканской чумой свиней были сожжены лошади, по заверениям очевидцев – заживо. Причем свидетелями мученической смерти животных оказались дети.
Девочки помогали ухаживать за лошадками, теперь они рассказывают, как погибли их питомцы. Животных облили бензином и подожгли, они пытались встать из костра, но их придавливали ковшом бульдозера. Лошадям хоть и сделали инъекцию снотворного, дозы оказалось недостаточно, и они вскакивали от боли и горели живыми. Их хозяйка Екатерина Шувалова не выдержала, упала в обморок, ее отвезли на «скорой». Погибли пять лошадей и пони, две кобылы из них были жеребые, потомство ожидали в марте. Все они катали детей в городском парке. Заодно, как рассказывают, пристрелили пять окрестных собак и кошку.
Частная конюшня, где обитали животные, оказалась в зоне поражения африканской чумой. Однако лошади этой инфекцией не болеют и биологическими переносчиками не являются – только механическими. Африканской чуме подвержены одни свиньи, которые и подлежат поголовному истреблению в опасной зоне. Сейчас правоохранительные органы установливают, насколько правомерным было уничтожение конюшни. Хозяева говорят, власти им вначале обещали, что ограничатся карантином. Однако около полуночи пришли люди с милицией и, как говорит Шувалова, сослались на приказ губернатора, угрожали оружием. Хозяева пытались закрыться с животными в конюшне, но пришедшие начали ломать дверь.
┘К утру место, где находилась конюшня, было сровнено с землей и засыпано хлоркой. Хозяева конюшни и дети выходили на пепелище с плакатами «У лошадей человеческие глаза», «За что вы сожгли лошадей?». Пикетировали они и мэрию Дзержинска. Правда, городской глава Виктор Сопин сделал вид, что не заметил их акции протеста.
Зато случившееся заметили в стране, новость попала на федеральные каналы. Член Общественной палаты РФ Надежда Школкина смотрела телесюжет вместе с дочерью. Увидела округлившиеся глаза девочки и тут же обратилась в Генпрокуратуру. Случившееся напомнило ей кадры из немецкой оккупации. В своем обращении она выразила сомнения в законности уничтожения животных: «Самое страшное, что все это происходило на глазах у местных жителей и детей, что тоже с точки зрения воспитания нового поколения аморально и преступно».
Ветеринары в своих действиях не сомневаются. Они считают, что спасали страну от страшной заразы. Специалист Госветнадзора Александр Гуськов, уничтожавший животных, на специально созванной пресс-конференции заявил, что у лошадей после введения снотворного была констатирована смерть и «никаких прыжков из костра и бега вокруг костра не было». Главный госветинспектор Нижегородской области Евгений Колобов посетовал: «Тема приобрела резонанс по всей стране в непонятном для нас ракурсе». Для него понятнее гордиться сделанным. Вспоминает, в конце прошлого года из-за инфекционной анемии в области было сожжено гораздо больше животных – и никакой паники.
В Китае защитники животных выступили против фокусника, который заставляет золотых рыбок исполнять в воде синхронный танец. «Зеленые» подозревают, что он или кормит рыбок магнитной крошкой, или вживил им магнит. Новость обошла мировые агентства. В российском контексте она кажется циничной насмешкой.
В нижегородской истории суть не только в жестоком обращении с животными. Но и в жестоком обращении с детьми, которые наблюдали страшную сцену. И со взрослыми, которым никто даже не удосужился ничего объяснить. И в отношении к частной собственности – региональные власти только теперь занялись вопросом, каким образом будут компенсировать убытки владельцам конюшни и были ли вообще основания для ее уничтожения. И в скрытой агрессии людей в мундирах с неважно какими нашивками, которая уродливо прорывается то тут то сям.
Лошади в истории человечества всегда были чем-то больше, чем просто животными. У них правда человеческие глаза. «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», – сказал Маяковский. История с сожженными животными будоражит не только потому, что она жестока, но и потому, что глубоко символична.
К тому месту, где располагалась конюшня, люди стали приносить цветы. Однако их тут же убирают охранники. Или цветы тоже могут стать механическими переносчиками африканской чумы свиней?
Нижний Новгород