Коллективные фото – это не только информация о победителях и организаторах, но и эмоциональный заряд.
Фото предоставлено пресс-службой «Серебряного Лучника»
Номинации на различного рода премии всегда вызывали у меня смешанные чувства. С одной стороны, все-таки интересно узнать, кого или какое произведение критики или эксперты заметили и отметили. С другой стороны, как правило, келейное выдвижение вызывало недоверие к предлагаемому теми же критиками и экспертами результату. Однако номинация пиаровских проектов, проведенная на днях «Серебряным Лучником», национальной премией в области развития общественных связей, для меня была чем-то новым.
Осознать пиар не только как способ воздействия на общественное мнение, но и как эмоциональный посыл обществу мне помог Леонид Парфенов, ставший лауреатом в номинации «За культурный вклад» благодаря своим передачам на исторические темы. Он заявил, когда его награждали, что пиаром является все, кроме новостей, которые по каким-то причинам не хотят публиковать.
Как журналист, я знаю, что слово имеет материальную силу и способно преобразовать общество. В этом плане тот факт, что по номинации «Персона года» победителем стал Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», для меня было лишь подтверждением этого факта. Я знаю, что «Эхо» стало на сегодня именно той площадкой, где общественность может высказать свое независимое от властей мнение и активно это делает. В условиях, когда российские СМИ, за немногим исключением, напрямую или косвенно зависят от властей предержащих (будь-то госструктуры или монополистический бизнес), альтернативное мнение, донесенное до возможно большего числа граждан нашей страны, становится важнейшей составной частью гражданского общества.
Эмоциональный посыл обществу я усмотрел и в победе проекта «Тотальный диктант» группы студентов, выпускников и преподавателей гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета. Этот проект существует с 2004 года под лозунгом «Писать грамотно – это модно». Идея состояла в повышении интереса к русскому языку, сохранении и развитии русской речевой культуры. Для меня было удивительным, что диктант, адресованный людям любого возраста и уровня образования, способным воспроизвести текст на русском языке, вызвал такой интерес. Правда, для его написания привлекался писатель-фантаст Борис Стругацкий. Но ведь за семь лет из чисто факультетского мероприятия «Тотальный диктант» стал событием федерального масштаба.
На мой взгляд, с этой инициативой в поддержку русского языка перекликается и победа в категории «Государство» проекта Гуманитарного фонда «Поколение», связанного с проектом возрождения мемориала «Порт-Артур» как инструмента международной репутации России. Скажем честно, мало кто сейчас в нашей стране знает, что за пределами России в 49 странах мира находятся 5 тыс. воинских мемориалов. Там захоронены останки более 4 млн. русских и советских солдат, павших за интересы и, не побоюсь высокопарных слов, во славу России. Я видел такие мемориалы и во Вьетнаме, и в Германии. Они имеются и на Ближнем Востоке, и в Африке.
Проект «Порт-Артур» продвигался с большим трудом, если вспомнить, что этот российский анклав был передан в свое время КНР и отношение китайских властей к нему было неоднозначным. Ведь этот памятник не только говорил о прошлом, но и утверждал нынешнее право России на отстаивание своих интересов на Тихом океане.
Возможно, подобные параллели можно провести и в отношении победителя медиапроекта в категории «Бизнес». В данном случае речь идет о коммуникационной поддержке международного согласования новой стратегической инфраструктуры, связанной с сооружением газопровода «Северный поток», который прокладывается по дну Балтийского моря из России в Германию. Этот большей частью подводный газопровод протяженностью 1220 км на десятилетия соединит напрямую российские газовые месторождения с потребителями в Центральной Европе и позволит транспортировать 55 млрд. куб. м газа в год. Ясно, что его реализация зависела от положительного решения девяти стран Балтийского региона, через зоны экономических интересов которых он пролегает.
Вопрос стоял не только о его целесообразности, в чем сомневались некоторые эксперты и в России, да и в Киеве и Минске, интересы которых он непосредственно затрагивает, но и об экологичности и безопасности. А два последних аспекта играли решающую роль для стран Балтийского региона, ряд из которых, не секрет, не очень дружественно относится к России. Адаптированный для каждой целевой страны и аудитории процесс открытого диалога позволил преодолеть опасения и получить требуемые разрешения на прокладку газопровода. В итоге был сформирован имидж ключевой трансъевропейской энергоинфраструктуры, а строительство газопровода смогло начаться уже в апреле 2010 года.
Не скрою, что другие номинации не вызвали у меня такого интереса, как уже названные. В данном случае я усмотрел в проектах-победителях глобальный подход и возможность оказания всестороннего и выгодного России влияния на общественное мнение не только в самой России, но и в сопредельных, да и не только, соседних государствах. Наверное, в этом и есть основное отличие таких коммуникационных проектов от любых других номинаций в любых других сферах деятельности.