0
2363

18.01.2011 00:00:00

Неконкурентоспособные школьники

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая - обозреватель "НГ".

Тэги: образование, школа, общество, мнения


образование, школа, общество, мнения В последние годы российские школьники скатились в международных рейтингах образования.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

В декабре ушедшего года в России подвели итоги международного исследования PISA. Данный мониторинг проводят Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA) и Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Исследования проводятся каждые три года, количество участников ежегодно растет. РФ участвует с 2000 года.

Итоги последнего сезона для нас неутешительны. С точки зрения PISA, наша средняя школа неконкурентоспособна. И существенных изменений за последние годы система школьного образования не претерпела.

Начнем с того, что испытанию PISA подвергаются только 15-летние школьники. Возраст выбран исследователями не случайно. Именно у тинейджеров, как правило, теряется интерес к знаниям, и их начинают волновать проблемы социализации. Интересующее нас исследование как раз и проверяет, насколько ученики готовы к современной жизни. Насколько могут приобретенные знания применять в жизни. Здесь уместно напомнить, что по предметной грамотности в международных исследованиях Россия занимает первые позиции.

Итак, исследование PISA направлено на выявление читательской, математической, естественно-научной грамотности учащихся 15 лет. Как и в предыдущие годы, РФ занимает место в последней трети рейтинга рядом с Турцией, Чили и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Например, по читательской грамотности наши учащиеся получили 459 баллов, в то время как средний балл по странам OECD составляет 493. У нас 468 баллов против 496 – по математической грамотности и 478 против 501 – по естественно-научной. Если учесть, что разрыв в 30–40 баллов равнозначен целому году обучения, то РФ отстает от стран-лидеров (Китай, Южная Корея, Финляндия, Сингапур) года на три-четыре.

Некоторые отечественные эксперты склонны возлагать особые надежды на введение новых стандартов. Дескать, введем их – все изменится. Однако дело со стандартами – история темная. Их никак не могут принять. По причине, например, сильного предметного лобби (об этом сообщил на совещании в Общественной палате гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков). По мнению Александра Кондакова, люди, заинтересованные в продвижении собственных учебников, не хотят без боя сдавать свои позиции и постоянно возвращают обсуждение стандартов к исходным позициям.

Увы, вопросы, связанные со значительными финансовыми потоками, всегда в российском государстве решались медленно и сложно. И, как всегда, все уповают на сильную «политическую волю». Иначе взяточников к ногтю не прижать – они в глазах общества пока чуть ли «не национальные герои».

Но вместе с тем в этой истории есть еще одно «но».

Нельзя забывать, что вся деятельность международных организаций, направленная на измерение качества образования, ставит своей целью одно – воздействовать на образовательную политику других стран. Поэтому важно понять – кому и для чего все это нужно? Поэтому мы опять обратимся к исследованию PISA.

Школы для исследования выбираются произвольным способом. Классы школы тоже находят методом тыка. Затем анкетируются ученики класса. Потом настает очередь учителей и директоров школ. Вся эта произвольность, несомненно, – положительный момент исследования. Вот только чем дальше, тем для нас все сложнее. Экспертами исследования выступают иностранные психологи, политики, экономисты и люди различных профессий. Задача их проста и сложна одновременно – им нужно увидеть, как школьники другого государства умеют читать тексты, сопоставлять факты и мнения, соотносить причины и следствия.

Теперь встаньте мысленно на место молодых россиян, строящих собственную жизнь по литературе Толкиена, по модели телепроекта «Дом-2», художественной эпопеи «Звездные войны», мощной коммерчески успешной компьютерной индустрии, фанатских разборок внутри собственного двора... Смогут ли подростки, насмотревшись и начитавшись всего этого, решить навскидку самую простую экологическую задачу из иностранной действительности (да даже из жизни российского ЖКХ)? Нет. Она – не из их жизни.

А смогут они понять, почему в РФ – «все как не у всех нормальных людей»? Нет, не смогут, потому что не имеют нормальных образцов перед глазами. Потому что они с детства не решали ни одной хозяйственной задачи. Их, похоже, сознательно не допускали до настоящей взрослой жизни. А потом показали образцы худшей и через пару лет допустили влиять на массы таких же малознающих молодых людей. За все это мы получили главный вывод PISA – Россия не является в глазах остального мира конкурентоспособным государством.

Если же совсем без идеологии┘ то почему опять же наши ученики не могут понимать сложные тексты, а тем более формулировать гипотезы и делать выводы? Потому что нынешняя система образования, как и прежняя советская, строится на запоминании. Причем с появления ЕГЭ и вовсе на «простом механическом».

«Как же мы выезжали ранее?» – спросите вы. На чем? На том, что во времена СССР то, чем сегодня занимаются иностранные юные граждане в школе – ориентация на проектную деятельность, самостоятельный сбор данных и информации, сопоставимость результатов, – делали наши школьники в многочисленных бесплатных кружках и литстудиях вместе с хорошо подготовленными для этого взрослыми.

Кроме того, в СССР, как ныне в странах, которые занимают первые места в PISA, был культ знаний. И взрослые, и дети это хорошо понимали. Сегодня школам РФ досталась в наследство только механическая зубрежка. И пока мы не осознаем этого – нам некуда идти дальше┘

Так зачем нам нужны результаты PISA? И нужно ли нам после их результатов меняться?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1070
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1099
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1555
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1429

Другие новости