Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов (справа) настаивают на особом статусе республики.
Фото пресс-службы президента Татарстана
Руководство Татарстана не собирается отказываться от наименования «президент» в должностной иерархии местной власти, несмотря на прямой запрет федерального законодательства. Республиканская элита, судя по всему, будет занимать выжидательную позицию вплоть до судьбоносных выборов 2012 года, после чего определится с тактикой отношений с Московским Кремлем. Генеральную линию республики сейчас можно определить так – «максимально затягиваем время, а там видно будет».
Весь прошлый год федеральный Центр доводил до логического конца реформы региональной политики, начатые Владимиром Путиным. Если нулевые годы запомнились тем, что регионы заставили навести порядок в своих законах и прекратить манкировать указаниями из Москвы, то конец нулевых завершился увольнением региональных тяжеловесов, которые воплощали собой «суверенную вольницу»: Минтимера Шаймиева, Муртазы Рахимова, Кирсана Илюмжинова, Юрия Лужкова.
В конце концов Центр покусился даже на формальный атрибут республиканского суверенитета: в декабре 2010 года Совет Федерации одобрил закон, который запрещает главам регионов называться президентами. К тому времени добрая половина региональных начальников уже самостоятельно переименовалась, оставшаяся молча готовится к этому. Принципиально заявили о нежелании переименовывать должность президента разве что в Татарстане. Экс-глава республики Минтимер Шаймиев, исполняющий ныне роль политического патриарха Татарстана, в привычной для себя манере заявил, что республиканские депутаты (а именно у них есть полномочия переименовать должность президента) не будут изменять местную Конституцию, которая «сохраняет мир» в регионе. Но чтобы не входить в прямую конфронтацию с федеральным Центром, в Татарстане решились на оригинальный отвлекающий маневр.
Спикер местного парламента Фарид Мухаметшин, ближайший соратник Шаймиева, заявил, что под его началом создана рабочая группа, которая будет заниматься подготовкой изменений в Конституцию Татарстана. Эта группа, состоящая, по словам спикера, из авторитетных экспертов, в числе прочего рассмотрит и вариант с переименованием должности президент. По мнению Мухаметшина, подобные изменения – сложный процесс и «с кондачка» не совершаются, иначе власть Татарстана «потеряет авторитет». Мухаметшин заявил, что рабочая группа будет работать над вопросом как минимум несколько лет. Первым временным горизонтом спикер назвал федеральные выборы-2012. До этого момента («чтобы не будоражить общественность») никаких изменений в Татарстане не произойдет. Учитывая, что федеральный закон устанавливает для регионов особый переходный период до 2015 года, можно быть уверенным, что должность президент останется в Татарстане еще как минимум четыре года.
Далее все зависит от того, кто пойдет на выборы-2012. С победителем – Дмитрием Медведевым, Владимиром Путиным или кем-то другим – республиканские власти и будут договариваться. В Татарстане полагают, что в итоге сумеют выбить для себя особое отношение. Ведь даже если всем регионам запрещено иметь своего президента, то для Татарстана можно сделать исключение. Тем более что местная политическая элита уже не раз добивалась этого.
Когда в 2005 году Московский Кремль заставил национальные республики отказаться от практики особых договоров о разделе власти между Центром и регионами, Татарстан остался единственным, кто сумел сохранить за собой право вести дела с Москвой особым способом. При этом республика даже заключила новый документ «о взаимном делегировании полномочий», который Путин и Шаймиев в торжественной обстановке подписали. На фоне других регионов, покорно отказавшихся от договорных отношений с Центром, это событие выглядело явным триумфом Татарстана.
Сегодня республика применяет тактику «затягивания времени», которую с успехом использовали много раз. В начале 2000-х, например, Центр, начиная свою борьбу с суверенными регионами, столкнулся с тем, что руководство Татарстана никогда сразу не подчинялось давлению Московского Кремля. В ответ на представления прокуроров, требовавших привести местные законы в соответствие с федеральными, шли бесконечные протесты, иски в Верховный и Конституционный суды, формировались согласительные комиссии. В итоге республика использовала максимум времени, чтобы если не договориться, то хотя бы показать, что просто так не сдастся. Подобная тактика всегда приносила плоды, в качестве которых можно указать федеральное финансирование республиканских проектов. Если регион особый, то и отношение к нему особое.
Сохранит Татарстан своего президента или в итоге переименует, пока не ясно. С определенностью можно сказать, что сопротивляться республика будет до последнего.