Оксфордский университет сам по себе уже реклама системы высшего образования Англии.
Фото с сайта: www.obuchenie.com
В последнее время в прессе и электронных СМИ активно обсуждается тема перспектив высшего образования. Нужда в нем есть, но нужно ли оно в том виде, в каком сегодня существует? Есть ли рецепты, чтобы сделать высшее образование качественным?
Если мы говорим о рецептах для нашего образования, то, как ни странно, многое для себя мы можем почерпнуть из нашего прошлого опыта. Когда в начале XX века инакомыслящая талантливая профессура была исключена из Московского университета, лекции бывших преподавателей МГУ стали проходить при полных залах народного университета имени Шанявского. Народные университеты подразумевают, что на лекции в них может прийти сколь угодное количество заинтересованных людей и совершенно бесплатно прослушать интересующую их тему.
Хроники тех лет свидетельствуют, что лекции в университете Шанявского проходили при большом скоплении людей и при полной творческой тишине зала. Многие молодые люди после посещения этих лекций заинтересовались наукой, сменили профиль исследований, многие перешли в другие отрасли науки и сделали уже там немалое количество открытий. Например, среди них были те, кто в дальнейшем заложит основы отечественной космической науки.
Уже в нашем веке идею «народных» университетов развил в новом качестве Билл Гейтс, когда объявил, что разместит лекции лучших ученых мужей в Интернете для публичного пользования, чтобы сделать их доступными для максимально большего количества людей. Высокая стоимость обучения в вузах США просто не позволяет приобщиться к высококачественному знанию всем заинтересованным. Эта идея Гейтса как нельзя кстати пришлась бы ко двору и у нас. В России много творческих людей (причем всех возрастов), и слишком недоступны качественные знания для многих из них.
Идея качественного народного образования пришлась бы ко двору и средней школе. Вот как происходит популяризация школьных знаний в Великобритании, например. Там существует телепроект, который позволяет преподавателям смотреть видеозаписи коллег в работе. Таким образом они учатся друг у друга. Учительское телевидение снимает около 5 тыс. школ по стране. Эта программа – часть серии под названием «Великие идеи уроков».
Надо отметить, что попытка «пропаганды» знаний проводится и у нас. Канал «Культура» создал программу «Академия», которая уже имеет свою зрительскую аудиторию. Мелкие предприниматели тоже оживились: проводят записи уроков лучших учителей России (победителей конкурса «Учитель года») и затем торгуют этими дисками. Но такие случаи единичны.
Коммерчески успешным стал проект по дистанционной подготовке к ЕГЭ. Различные тесты и примитивные решебники пользуются огромным спросом у населения. Бумажная литература того же содержания тоже не залеживается на прилавках. Но у наживающихся на едином экзамене нет цели «пропаганды» знаний. Есть цель – выжать из родителей как можно больше денег за псевдообразовательные услуги. Поэтому у нас и нет того охвата заинтересованной в подлинных знаниях аудитории, как, скажем, в Великобритании.
А педагоги Великобритании уже идут дальше. Активно сотрудничают с создателями компьютерных игр. И это разумное сотрудничество, кстати, идет на пользу и тем, и другим. Даже менее богатые, чем Великобритания, страны стремятся в полной мере использовать свои технические возможности. В Занзибаре не хватает центров обучения. К некоторым островам нелегко добраться, и поэтому преподавание становится сложным делом. Но┘ Там на все острова транслируется специальная радиопередача, подготовленная Центром развития образования. Учителя пользуются этой программой прямо на занятиях в классе. Кстати, тамошняя статистика показывает, что успеваемость детей в школах после использования этих программ на 10% выше, чем у детей из обычных школ.
Конечно, можно бросить значительные средства на строительство дорогостоящих образовательных центров. Но велика опасность, что в них, возможно, и не окажется главного – призрака знаний, который раньше бродил над страной.