Поразительные новости посетили телесообщество на прошлой неделе. Официальное заявление пресс-службы "Национальной Медиа Группы", куда входят РЕН и Пятый каналы, сообщало:
- об уходе генерального директора НМГ Владимира Ханумяна,
- о том, что Председатель экспертного совета НМГ Александр Роднянский назначен советником председателя совета директоров банка «Россия»,
- о кадровых перестановках на телеканале РЕН.
Мы уже знаем: никакие акционеры никогда своих решений не объясняют. Но, помнится, не так давно решением данных акционеров было довериться опыту и профессионализму господина Роднянского, который, в свою очередь, пригласил к сотрудничеству Владимира Ханумяна и Наталью Никонову (генеральный продюсер Пятого канала). Сообща ими была предложена новая концепция развития обоих каналов, которая, надо думать, была принята. Говорят, при этом была достигнута и договоренность, что малосведующие в телевизионном деле работодатели в течение нескольких лет не будут вмешиваться в работу приглашенных специалистов ≈ суперпрофи в своем деле.
И вот вам результат. Не прошло и года,...
Все-таки хотелось бы знать, что на самом деле произошло и, главное, почему ≈ если уж не нам, зрителям, то хотя бы участникам событий. Участники тоскливо ждут, когда их вызовут писать заявления об уходе: процесс уже пошел. Команду Роднянского ≈ а с ним пришло очень много людей с СТС и даже из Киева ≈ начали увольнять «по собственному желанию».
Итак, что мы имеем. Пятый канал - живой, гибкий, он развивается и растет, что видно и по качеству продукции (только свои, оригинальные, не покупные форматы), и по вниманию рекламодателей (а на рекламе за это время немало заработано). Причем, показатели его стали лучше, чем были до ребрендинга в марте. За это невеликое время на Пятом появился эксклюзивный «Суд времени» - на мой взгляд, самая серьезная и глубоко копающая передача в российском телеэфире. На телеканале РЕН случилось и вовсе событие сезона ≈ ток-шоу «Справедливость», единогласно признанное и зрителями, и критиками лучшим дискуссионным форматом. К тому же на национальном телевизионном конкурсе ТЭФИ-2010 РЕН «взял» все информационные номинации.
Чего большего ждали акционеры ≈ что за 9 месяцев работы новой команды цифры рейтингов взлетят до небес?.. Но так не бывает. Чтобы выйти на стабильно высокие показатели ≈ нужны годы. Чтобы случилось взаимодействие канала-программы-аудитории, должно пройти время. Это же так очевидно.
В это самое время, когда канал-интеллектуальный ресурс оказался по сути под угрозой существования (по крайней мере, в том виде, в котором он задумывался) - в субботнем эфире «Эха Москвы» прозвучала крайне субъективная критика последнего выпуска передачи «Картина маслом». Как-то, видно, не подумалось, что, может статься, передача окажется на самом деле последней, и не время бы кидать в Пятый камни... Или действуем по Ницше ≈ падающего подтолкни?.. Мало критиковали находящихся в и так незавидном положении - еще и в противопоставлении передачам «Энтевешники» и «Центральное телевидение», у которых, о, радость, растут рейтинги!
Ну еще бы они не росли. Зритель у нас приучен к поверхностной нарезке и оживляжу, а в студии НТВ то стоит живой осел, то стоит мат, то фоном летают пятиметровые бутылки и экспериментируют с опохмелом... Как известно, запредельные рейтинги дал бы расстрел в прямом эфире. Или коитус ≈ особенно, в нетрадиционном исполнении. Странно, когда критики, словно акционеры, поверяют телевизионный продукт не его качеством, а цифрами. И приводят в пример передачи трэшевого во всех смыслах слова канала. У Пятого, конечно, доля несравнимо меньше, но представить в его эфире такие фильмы-агитки, как многочисленные «Кепки» и «Батьки» - совершенно невозможно. Уж не говоря про бесконечные видеосплетни ниже плинтуса.
Раз уж нам не суждено иметь общественное телевидение, не зависящее от каких-то дурацких цифр (с каких-то дурацких пипл-метров, которых отродясь никто не видел) и без дурацкой рекламы, - радоваться бы, что появился канал, который вознамерился вернуть к экрану интеллектуального зрителя. Что во главе его встали люди неравнодушные, с аналитическим складом ума, живыми глазами и высочайшим творческим потенциалом. Пожалеть, что у них, увы, на этот раз не получилось. Вспомнить, что они декларировали: «Наша задача – говорить остро о том, что волнует нас самих. Наши зрители – это те, кого не удовлетворяют примитивные ответы на важные вопросы: они устали от телевизионных псевдоразговоров и игры в поддавки» - Александр Роднянский. «Телевидение формирует социальные модели, модели поведения и, несомненно, ценностные ориентации. Только игра на понижение всегда беспроигрышна» - Владимир Ханумян. «Мы на Пятом никогда не станем что-то делать на потребу публике: здесь никогда не будет ничего желтого, мы сознательно отказались от этого. Такой путь к зрителю очевидно труден, но только он позволит создать качественную аудиторию» - Наталья Никонова.
Господа, вы поняли? Очевидно трудный путь ≈ не для сегодняшнего российского ТВ. Игра на повышение - проигрышна.
Но они хотя бы попытались.