Михаил Ходорковский опубликовал статью в The Los Angeles Times. Его статьи в западной прессе, как правило, интересны – не тем, кто именно их пишет, а тем, что каждая содержит законченную мысль.
Вот, например, цитата из свежей публикации: «За спиной у [«старой элиты»] ждет своего часа новое поколение политиков. Это люди, готовые принять реальный мир таким, какой он есть – стремительно глобализирующимся и динамичным. Это люди, готовые к настоящему политическому соревнованию. Они верят в открытое общественное обсуждение идей, стремятся завоевать поддержку граждан, способных оценить их позицию по различным вопросам и сделать вывод о том, в каком направлении нужно двигаться. Представители нового политического истеблишмента осознают необходимость в работающих государственных и гражданских институтах, включая независимые суд, парламент и СМИ. Они готовы запустить современный, сложный государственный механизм, а не пытаться упростить его, низвести до примитивной «вертикали» исполнительной власти. Вот почему консервативная «старая» элита так боится реальной передачи власти «новому» поколению».
Ходорковский не называет фамилий, и мы не можем сказать наверняка, кого конкретно он подразумевает под «новым поколением». Может быть, это условное «окружение» президента Медведева. Может быть, это Немцов, Милов и Рыжков. Может быть, кто-то из тех фигур, которые выбрасывают на поверхность локальные волны протеста. Может быть, это абстракция.
Главное, что обрисована схема и логика конфликта, который неизбежно (так считает Ходорковский) приведет к победе нового над старым. Почему неизбежно? Потому что автор статьи наблюдал схожие процессы, ошибки и конфликты в советский период. Тогда новое тоже родилось из старого и победило его, заставило отдать власть.
Конфликт, по Ходорковскому, проистекает из страха правящей («старой») элиты перед демократией. Демократия – прогрессивная ценность «новой элиты». То есть воспроизводится психология вполне сказочного противостояния. Зло вредит добру просто потому, что зло – это зло, а добро – это добро.
Мне кажется, что это описание является политическим упрощением действительности.
Да, значительная часть российской правящей элиты не имеет вкуса к демократии, не видит в ней ценности и даже не понимает, как работают ее механизмы. Но это вовсе не значит, что демократические институты похоронят «старую» элиту. Да, она не будет набирать по 60-70% голосов на выборах. Но сконструировать конкурентоспособное электоральное предложение она сможет. Она сможет даже выиграть выборы, как выиграла их Партия регионов в Украине.
Да, «старой» элите придется обновиться, придется обретать утраченные за годы «вертикали» привычки. Но, повторюсь, сама по себе демократия для этой элиты не губительна – при наличии выбора «уйти совсем или побороться» она сумеет сжаться до более-менее четкой, консервативной, популистской идеи.
Думаю, что «старая» элита опасается вовсе не демократии, а воспроизводства себя, собственного мышления и практик в новом истеблишменте.
Правящая элита знает толк в медийных манипуляциях, и она опасается, что новое поколение, конструируя свой политический миф, противопоставит себя «старому режиму», демонизировав его и тем самым лишив предшественников моральной легитимности.
Правящая элита хорошо понимает, что большинство ее практик не имело никакого отношения к реальной демократии «равноправия, шанса и временности поражения», и опасается, что новое поколение станет воспроизводить эти практики вне зависимости от того, под какими флагами это поколение получит власть. Речь идет о практиках зачистки политического поля.
Другими словами, «старая» элита боится смотреть на «новую» и видеть зеркало. Боится схожести, а не различия. Себя-то они, «старики», хорошо изучили. И думают, что в России нельзя иначе.