У Мексики есть шанс войти в мировую историю в качестве последней страны, признавшей рыночный статус российской экономики. Почему это не было сделано до сих пор – непонятно. Тем более что двусторонние переговоры по вступлению России в ВТО успешно завершились пять лет назад. Однако в части признания Мексикой рыночных реалий экономики России видимого прогресса не наблюдается. Москва напоминает об этом казусе, но не настаивает на немедленном исправлении недоразумения. Мехико признает «долг», но не спешит что-то предпринять в этом направлении.
Глава Минсвязи РФ Игорь Щеголев использовал поездку в Мексику на конференцию Международного союза электросвязи для встречи со своим мексиканским коллегой Хуаном Молинаром Хоркоситасом. Министры обсуждали перспективы сотрудничества в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, как будто соперничая друг с другом в обмене любезностями и комплиментами. Главная проблема двусторонних торгово-экономических отношений – непризнание Мехико рыночного статуса российской экономики – впрямую не поднималась. Разве что Щеголев деликатно намекнул о надежде, что эта встреча «станет хорошим вкладом в развитие всего спектра взаимоотношений» между странами.
По итогам министры подписали меморандум о сотрудничестве в области связи и информационных технологий и обменялись подарками. Какой мексиканский сувенир достался Щеголеву – автору этих строк увидеть не удалось. Подарочная упаковка на коробке осталась нетронутой. Зато Хоркоситас свою коробку открыл и обнаружил русский сувенир – стакан в роскошном подстаканнике. Щеголев объяснил, что из этого в России принято пить чай. Мексиканец недоверчиво улыбался, видимо, пытаясь постичь загадочную русскую душу, для которой не жалко серебра для обыкновенного стакана, вместо того чтобы обойтись кружкой.
В свою очередь, для Щеголева оставалась загадкой непредсказуемая мексиканская логика. Еще в 2005 году в Женеве успешно завершились переговоры между нашими странами по доступу товаров и услуг на рынок в рамках присоединения России к ВТО. Однако видимого прогресса в деле признания Мексикой рыночного статуса экономики России не наблюдается. Межправкомиссия последний раз заседала по этому поводу в декабре прошлого года. Мексиканцы выразили понимание важности данной проблемы, более того – подтвердили готовность подойти к ее решению не с формально-юридических, а политических позиций. В январе 2010 года они организовали поездку российских экспертов в Мексику, которые, надо полагать, должны были доказать, что российская экономика давно живет и развивается по рыночным законам. Этим пока все и ограничилось.
Непризнание Мексикой рыночного статуса экономики России, возможно, объясняется низким уровнем двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Максимума – более 1,23 млрд. долл. – внешнеторговый оборот между странами достиг в 2008 году. В 2009 году из-за мирового кризиса объемы торговли между Россией и Мексикой упали в два раза – до 622,4 млрд. долл. Причем российский экспорт сократился на 40,8%, а мексиканский импорт в 2,4 раза. Любопытно, что негативная тенденция в торгово-экономическом сотрудничестве сохраняется и в 2010 году, который для большинства экономик считается началом выхода из кризиса. За первое полугодие товарооборот между Россией и снизился на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом падение показателей произошло из-за снижения объемов российского экспорта почти на 34%. Импорт из Мексики, напротив, продемонстрировал рост на 18,9%.
При таком раскладе для Москвы и Мехико едва ли имеет первоочередное значение вопрос признания Мексикой рыночного статуса экономики России. Стороны, очевидно, не рассматривают друг друга в качестве стратегического партнера. Сказывается удаленность, но более всего – доминирующее влияние на мексиканскую экономику экономики США. Реалии таковы, что мексиканцы готовы поступаться интересами российских партнеров. Торговое соглашение, гарантирующее предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле, СССР и Мексика пописали в 1973 году. Однако со стороны Мехико применяется этот документ выборочно. В частности, в отношении российской металлопродукции в Мексике действуют антидемпинговые пошлины, доходящие по 88%.
Впрочем, дискриминацию на мексиканской земле ощущает не только российский металл, но и российский рубль. Наша национальная валюта здесь, конечно, не в ходу. Однако граждане РФ не могут воспользоваться даже рублевыми банковскими картами. С них невозможно снять деньги в банкоматах и расплатиться в магазинах. Так что российским туристам, которые решатся отправиться в дальнее путешествие через океан, следует запасаться наличными долларами.