0
2114

27.09.2010 00:00:00

"Фи" на ТЭФИ

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет

Тэги: тэфи, тв, скандал, антисемитизм


Скорее всего, вручение «ТЭФИ» в категории «Лица» вовсе обошло бы меня стороной, если бы не поступок Олега Дормана, отказавшегося получать специальный приз Академии российского телевидения.

«Подстрочник» Дормана я смотрел уже после того, как фильм был неожиданно явлен публике канала «Россия» (тогда еще не «Россия-1», а просто «Россия»). И до того, как фильм воспроизвела «Культура». Воспользовался новыми технологиями. На торрентах фильм, он же автобиографическое высказывание переводчицы Лилианны Лунгиной, стал хитом. Если этот поп-культурный термин вообще применим к «Подстрочнику», который масскульту вообще-то внеположен.

Олег Дорман отказался получать премию, потому что «среди членов Академии есть люди, из-за которых фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям». Режиссер добавил еще, что эти самые люди «презирают публику» и «сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет». Возможно, слова о «телеразвращении народа» были лишними – сложно сказать, в какой мере эти соображения действительно мотивировали решение Олега Дормана, а в какой стали публицистическим довеском.

Так или иначе, режиссер поступил честно. Мне кажется, что слово «честно» здесь уместнее слов «смело» или «мужественно». Смелость предполагает риск, жертву и отказ, и я вовсе не уверен, что Олег Дорман чем-то всерьез жертвовал. «Подстрочник» - неформатный фильм, его режиссеру явно не по пути с современным российским телевидением, внезапное озарение ВГТРК было просто казусом и, полагаю, Дорман это хорошо понимает. Он не рассчитывал на приближенность. Не факт, что он смог бы обратить во что-то путное признание сообщества, знак которого – как раз премия «ТЭФИ».

Но вот о честности здесь действительно говорить стоит. Режиссер снял отличный фильм о замечательном человеке для интеллигентного зрителя, а его работу долгое время отказывались принимать на ТВ, в том числе и на нишевом, казалось бы, канале «Культура». То есть индустрия его отвергла. И когда он вдруг совершил прорыв и собрал аудиторию, индустрия вдруг опомнилась и попыталась вписать Дормана в контекст. В такой ситуации любой автор имеет право на «фи», и в этом «фи» его авторская честь.

Михаил Ефимович Швыдкой в номере «Российской газеты» за 10 февраля 2010 года писал о том, какое отменное кино снял Олег Дорман и какая же аристократическая роскошь – показывать это произведение где-нибудь кроме канала «Культура». И случилось так, что в тот же день сам Олег Дорман прокомментировал эту статью на веб-форуме «РГ»: «Спасибо за добрые слова. Отчего, однако, Михаил Ефимович не вспоминает, как, будучи главным редактором телеканала «Культура», отправил нас с «Подстрочником» искать счастья в иных местах? И как повторил эту свою рекомендацию, уже став министром культуры?»

Вот такая картина событий. Сейчас Швыдкой возглавляет ту самую Академию российского телевидения, которая и присудила «Подстрочнику» награду. И, в общем, становится понятно, почему Олегу Дорману сложно переступить через себя.

Впрочем, в связи с излишней публицистичностью дормановского отказа, может показаться, что через себя он переступить был должен, чтобы встроиться в развращающую систему и попытаться ее изменить.

Сделать это Олег Дорман не в силах – по объективным и субъективным причинам. И очень часто (хотя и не всегда, конечно) люди, требующие «идти и менять», находятся в выигрышном в сравнении с адресатом призыва положении: они конформисты и им самим не приходится ничего менять, они все принимают и требовательны к другим, потому что в их шкуре им побывать не приходилось и не придется.

Честность перед самим собой неконструктивна, потому что в публичном, социальном пространстве ничего не меняет: все остается по-прежнему, а «отказник» остается чистым в своих собственных глазах. И еще, конечно, в глазах тех, кто близко знаком с ним, полностью разделяет его точку зрения и возмущение.

Однако потребность быть честным перед самим собой – признак времени, когда негативная реальность воспринимается как нечто неизменно данное, стабильное. Это ведь не только дормановский случай. Примерно теми же категориями мыслят и люди, участвующие в несанкционированных политических митингах: «Да, мы ничего не изменим, но самим за себя будет не стыдно, когда об этом вспомним». Случаи разные. Категории похожие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
713
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1396
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1229
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2327

Другие новости