Вручается диплом Наталье Никоновой и Андрею Макарову. Фото автора
Ежегодно за неделю до вручения телевизионной премии ТЭФИ мы, Клуб телекритиков (12 человек из ведущих изданий), вручаем свои альтернативные премии. Делается это так: каждый из членов Клуба по итогам прошедшего сезона выдвигает свои кандидатуры лучших из лучших, а наша «впередсмотрящая» Анна Качкаева сводит их вместе: получившие наибольшее количество голосов и становятся лауреатами.
В этом году из предложенных мной кандидатур прошла одна ≈ Андрея Макарова, которого я назвала персоной года. И то, можно сказать, Клуб лишь отчасти согласился со мной, назвав ток-шоу «Справедливость» (РЕН) лучшей программой года («За возвращение на телеэкран живой дискуссии на актуальную тему») - в лице ведущего Андрея Макарова, автора формата и продюсера Натальи Никоновой и председатель экспертного совета "НМГ" Александра Роднянского. Персонами года Клуб назвал Леонида Парфенова за документальный фильм «Зворыкин-Муромец» (Первый канал) и Светлану Сорокину за «Программу передач» (Пятый канал) с формулировкой «За неизменно штучную работу на фоне конвейерного телевидения».
Лично я событием года считаю ребрендинг Пятого канала. Казалось бы, наконец-то в телеэфире появился канал для думающих, канал не на потребу. Но либеральная журналистика (и, уже, телекритика) посчитала событием сезона сериал «Школа» ("За бесстрашие эксперимента", Первый канал, режиссер Валерия Гай Германика, продюсеры Константин Эрнст и Игорь Толстунов). Не знаю, чего в нем такого событийного, кроме съемки ручной камерой, относительного невранья о нынешних школьниках и беспрецедентного пиара со стороны высших чиновников с первого дня показа. Готова признать «Школу» событием общественно-социальным, но не телевизионным. Честно говоря, мне вполне хватило полутарочасовой картины Германики на ту же тему «Все умрут, а я останусь». Мне вообще мало нравится эта испирсингованная во многих местах девушка, не умеющая связать двух слов и, похоже, на всю оставшуюся жизнь зацикленная на теме девятого класса.
Со спецпризом я разгулялась: предложила дать его «Открытой студии» с Никой Стрижак (Пятый) - как единственному ежедневному общественно-политическому прямому эфиру и самой захватывающей передаче в российском телепространстве. И репортеру Борису Соболеву за его потрясающие журналистские расследования в рамках передачи «Специальный корреспондент» («Россия»). Опять мне обломилось ≈ Клуб за них не проголосовал.
Клуб наш интересен, чтобы не сказать, забавен. Ирина Петровская («Известия») - одни респекты: всегда сбалансированная позиция, глубокий взгляд, хороший вкус. Юрий Богомолов («Российская газета») блестяще владеет стилем, его остроумные и точные оценки приправлены тончайшим ядом, но с объективностью у него порой... То же самое Ксения Ларина («Эхо Москвы») - натура талантливая и страстная, она очень субъективна и бьет в своих заключениях наотмашь . Вот Анна Качкаева («Свобода») - это серьезно, ее и Даниила Дондурея (к сожалению, не входящего в Клуб) я назвала бы даже не телекритиками, а телеаналитиками. Телевизионщикам, вечно расстраивающимся по поводу убойных пассажей то в одном, то в другом издании (коллег хлебом не корми, дай помахать шашкой, образованность свою показать и самоутвердиться) ≈ я так всегда и говорю: всерьез воспринимайте лишь оценки Петровской, Качкаевой и Дондурея, прочих же по принципу ≈ не допускай до сердца, только до майки.
Вручение дипломов состоялось в четверг 16 сентября в Фонде академии ТЭФИ. Точно к назначенному часу пришли самые занятые ≈ Роднянский, Никонова, Макаров. И режиссер Сергей Урсуляк ( спецприз за сериал «Исаев», формулировка «За продвижение сериального жанра к киноискусству») , и всегда отличавшийся нормальными человеческими реакциями. Парфенов на вручение не явился ≈ он-де на съемках. У Сорокиной тоже были съемки, после которых она и приехала. Правда, уже после окончания мероприятия, но ведь приехала же!
Помнится, когда Парфенов представлял «Зворыкина» в пафосном «Пионере» ВИП-публике высокого разлива ≈ одновременных съемок у него как-то не случилось... Спасибо, прислал за дипломом режиссера «Зворыкина» Сеогея Нурмамеда, - за дипломом, предназначенным «Школе», не явился никто. Конечно, можно предположить, что Германика после очередных приключений в ночном клубе вновь попала в Склиф, Толстунов что-то продюсирует, а Константин Львович Эрнст, как известно, просто чрезвычайно занятой человек. Однако в понедельник я его встретила на вечеринке в Манеже, где он смог потратить четыре часа своего драгоценного, - вручение премии телекритиков укладывается в гораздо меньшее время...
Спецприз, кроме Урсуляка, получил еще канал «Культура» за проект Academia и премьеру фильма «Катынь» Анджея Вайды в формулировке «За популяризацию выдающихся ученых, достижений науки и актуализацию истории». Надо ли говорить, что и руководитель «Культуры» Сергей Шумаков не почтил нас своим присутствием?..