0
1036

17.09.2010 00:00:00

Монстры авиапрома смотрят за облака

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Смирнов, шеф-редактор НГ-Online

Тэги: космос, орбита, бизнес, космонавтика


Вчера на новостных лентах появилось небольшое корпоративное сообщение. Две не последние в своих секторах бизнеса компании Boeing и Space Adventures подписали меморандум о сотрудничестве в области перспективной доставки коммерческого космического корабля и экипажа на низкую околоземную орбиту. Вроде бы, ничего особенного, тем более, что речь идет как минимум о 2015 годе. Однако надо учитывать, что Boeing – один из крупнейших производителей авиационной техники, а Space Adventures – самая известная компания, занимающаяся продвижением космического туризма, с которой, в частности, работает наш Роскосмос.

Похоже, что планы президента Барака Обамы в плане коммерциализации орбитальной пилотируемой космонавтики начали претворяться в жизнь, причем в игру вступают такие «монстры», которые в состоянии в будущем диктовать моду в сегменте космического туризма и орбитального извоза. Boeing – это (при должном уважении) все же не Virgin. И цели у Boeing всегда амбициозны, тем более, что амбиции подкрепляются базой и инвестициями. Речь сейчас идет о космическом корабле с рабочим названием CST-100, презентацию проекта которого провели этим летом на салоне в Фарнборо. По замыслам, корабль от Boeing сможет взять на борт до семи человек и предназначается для полетов к МКС и перспективной станции Bigelow Aerospace Orbital Space Complex (частный орбитальный комплекс компании Bigelow Aerospace). Также вполне резонно предположить, что CST-100 могут предложить NASA в качестве орбитального транспортера для астронавтов. Корабль имеет классическую компоновку, то есть это – не крылатый орбитер. Он будет больше Apollo и меньше Orion и совместим с несколькими носителями, среди которых - Delta, Atlas и Falcon. Как говорят в Boeing, CST-100 будет иметь простую системную архитектуру и надежные проверенные компоненты. Это с большой долей вероятности позволит корпорации достаточно быстро сертифицировать корабль и выпустить его на линию, а с учетом возможностей Boeing можно предположить, что компания построит столько кораблей, сколько потребуется. Сроки постройки одного серийного CST-100 не указываются, но почему-то кажется, что они будут составлять гораздо менее двух лет, требуемых на сборку «Союза». То есть на данный момент можно говорить о первых признаках серьезной коммерциализации пилотируемой космонавтики.

Где бизнес – там конкуренция. Это касается всего. И чем больше на рынке будет космических аппаратов, тем меньше будут цены «за билеты». Будет ли через пять лет наш «Союз», пусть даже модернизированный, конкурентоспособным? На сегодняшний день экскурсии на МКС приостановлены примерно до 2013 года, однако спрос остается, несмотря на высокую (25-30 млн. долл.) стоимость путешествия. То, что Virgin Galactic – не конкурент Роскосмосу и Boeing, понятно. Разные корабли, разные цели и разные цены, естественно. Считать космическим полет на борту Space Ship от Virgin можно с некоторой натяжкой, да и по времени «космос» будет длиться минут десять. Другое дело – полет на орбиту, которым сейчас пока что монопольно владеет Роскосмос (Китай и уходящие «Шаттлы» - не в счет). Это наше светлое настоящее. А вот будущее туманно. В июле глава Роскосмоса Анатолий Перминов на совещании в подмосковном Королеве заявил о готовности приступить к созданию пилотируемого корабля нового поколения. А конкуренты уже приступили (и явно не вчера) и вовсю разворачивают активность, заключая контракты на перспективные корабли. Вряд ли Space Adventures будет говорить о перспективном сотрудничестве с Boeing, если последние не представили им весомых доказательств высокой вероятности осуществления совместных планов.

Что тогда получится? Если в 2015 году на рынке появится надежный, сертифицированный и относительно недорогой CST-100, а за ним подтянутся более мелкие коммерсанты с суборбитальными кораблями, что останется нам? Пожалуй, только свои собственные запуски, потому что продать «Союз» может уже и не получиться – чистый бизнес, и никакой политики. Спросом будут пользоваться более новые и более доступные средства доставки людей и грузов на орбиту. И когда, наконец, на рынке появится новый российский корабль, конкуренция уже будет нешуточная. Кстати, нельзя забывать и о том, что работы по пилотируемым кораблям ведут Европа, Япония и Китай. Последние – наиболее опасные конкуренты. Может получиться так, что Китай, «прочувствовав» этот сегмент рынка, выставит свои корабли на продажу. Ситуация схожа с выходом на рынок нашего ближнемагистрального самолета «Suhoi SuperJet 100», когда после довольно длительного провала мы снова пытаемся поставить наш авиапром на крыло. Нам пока что ничего не угрожает: «Союзы» и «Прогрессы» исправно, надежно и по графику курсируют между Землей и орбитой – но, кажется, что звоночек уже прозвенел, и неплохо бы подстраховаться.

Большой шум в прессе поднялся после того, как Максима Сураева Минобороны не удостоило награды. Оценивать шаг наших чиновников можно как угодно, но нельзя не заметить, что в последнее время полет в космос перестает быть исключительным событием. За уникальностью технического скачка, появлением новой технологии или продукта, всегда идет расширение поля применения и его коммерциализация. Так было со всеми крупными проектами и изобретениями, имеющими общечеловеческие тенденции развития. Так будет и с пилотируемым космосом, как сейчас есть со спутниковыми программами. Не зря на сайте Space Adventures речь идет уже о старте лунной туристической программы. Значит, предполагается спрос на корабли, носители, лунные модули, скафандры - словом, на все, что некогда было уникальным, а станет широко распространенным. Поворачивать бизнес лицом к орбите надо уже сейчас, пока еще не очень поздно.

Если насильно убирать из пилотируемого космоса частную коммерческую составляющую, то дальнейшее развитие и, как итог, выход человека на межпланетные просторы, может остановиться. А что касается государства, то, как говорится, если дело невозможно «задавить», то его нужно возглавить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1926
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1558
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1834
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1787

Другие новости